Стоит ли верить в суеверия

Почему так много людей верят в приметы?

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»

«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»

«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»

«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»

«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»

Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.

Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.

Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.

Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?

Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстракт­ном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.

Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.

Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:

…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.

Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.

Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).

Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.

Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве.

Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.

Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.

Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.

Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату.

И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.

Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.

Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрос­лом опыте жизни.

Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологичес­кой травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.

Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.

С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.

Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.

Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.

Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.

Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.

И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.

Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.

Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:

Читайте также:  Плохие приметы и суеверия

«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.

Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.

Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).

Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.

Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».

Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».

Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:

«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 81

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей

Безымянные солдаты Великой войны. Почему о них забыли?
alternativehistory

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Главная
  • Приметы и суеверия
  • Стоит ли верить в приметы и суеверия?

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Стоит ли верить в приметы и суеверия?

В наш век технического прогресса и инноваций верить в разнообразные приметы и суеверия, кажется тем еще моветоном. Если что-то и сбывается, то это списывают на банальные совпадения. Правда, иногда происходят настолько необъяснимые вещи, что невольно приходишь к выводу – а может, а все-таки… Наверное, стоит верить в приметы.

Интересное наблюдение. Историки, изучив традиции разных народов мира, которые в древние времена не могли контактировать, так как жили на огромных расстояниях друг от друга, а то и на разных континентах, определили, что многие суеверия совпадают. А это значит, что люди в древности, наблюдая за разными событиями, одинаково определяли их исход. Выходит, что в приметы стоит верить. Вот только не во все!

В какие приметы можно верить

Например, верить в приметы связанные с животными можно и даже нужно. Наши меньшие братья способны видеть и чувствовать то, что нам недоступно. Впрочем, способности многих животных – это даже не суеверия, а доказанный наукой факт. Можно верить в приметы связанные с Луной и другими планетами, так как они тоже влияют на нашу жизнь. А вот в приметы связанные с деньгами, похоронами и любовью – не стоит. По той простой причине, что находясь в сложной ситуации (похороны близкого человека, безденежье, неразделенная любовь), мозг человека начинает выдумывать всякую всячину, а потом случайное совпадение несчастный человек выдает за реальность. Это касается также суеверий, которые связаны с беременностью, ибо материнский инстинкт, берет верх над разумом.

Черный голубь. Рассказывает очевидец Виталий

Ехал я как-то раз на работу. В самом центре города остановился перед светофором, а впереди, через ряд, стоит внедорожник с полуоткрытым окном со стороны водителя. Машин тьма, стоим в три ряда, все ждут, когда загорится зеленый. Вдруг посреди этого скопища транспорта, откуда ни возьмись, выпорхнул голубь и полетел прямо к тому внедорожнику. Нагло уселся на боковое зеркало заднего вида и стучит своим клювом в окно к водителю. Голубь самый обычный, только полностью черный, ни одного перышка другого цвета. Хозяйка внедорожника, молодая девушка, опустила стекло и попыталась прогнать нахального пернатого. Но не тут-то было, птица только ненадолго вспархивала, а потом снова усаживалась на зеркало. В итоге девушка-водитель наглухо закрыла окно.

Загорелся зеленый свет и автомобильный поток двинулся вперед. Голубь еще несколько секунд пытался удержаться на зеркале, но, в конце концов, взмахнул черными крыльями и взмыл вверх. У меня, да и, думаю, у других водителей этого эпизода, тогда не возникло никаких тревожных мыслей. Даже поднял настроение как-то этот пернатый наглец, то ли храбрец. А днем в рабочей суматохе и вовсе все забылось.

Вечером после работы, за поздним ужином, по ходу дела листал в планшете новостную ленту, и вдруг кусок застрял в горле. Среди новостей — сюжет о разбившейся на дороге машине. За рулем находилась и погибла на месте молодая женщина. На фотографиях груда металла. Прервав трапезу, я не поленился и спустился вниз взять из своей машины видерегистратор. Посмотрел запись и все сомнения рассеялись – номер и марка автомобиля были теми самыми. Между данными событиями прошло менее часа. Совпадение?

Приметы и суеверия — стоит ли в них верить?

Кошка перебежала дорогу, птица села на подоконник, выпал 13 номер или приснился страшный сон перед Пасхой. Катастрофа. Теперь жди неприятностей, потому что так гласят народные приметы. А кто задумывался о том, что лежит в основе негативного влияния банального следования кошки своей дорогой или злосчастного номера? И можно ли верить так называемому опыту предков?

Что такое приметы?

Термин «примета» образовался от глагола примечать. Еще издавна люди замечали определенную закономерность в ряде событий. Так при наступлении одного явления, следовало другое, которое позволяло сделать вывод о взаимосвязи. Если происшествие повторялось и вело к тем же последствиям, вырисовывался своеобразный прогноз на будущее, который прочно закреплялся в памяти целых поколений.

При этом приметы касались не только бытовых случайностей, но и погодных условий, благополучия семьи, здоровья и иных аспектов простой жизни. Так, к примеру, считалось, что обильный снежный покров зимой ведет к богатому урожаю летом, как и весенние грозы, а хороший аппетит мальчика, к повышенной работоспособности во взрослом возрасте.

Современный человек может с легкостью объяснить взаимосвязь снежного покрова с высокой урожайностью яровых либо же полноценное развитие ребенка со сбалансированным рационом питания. Но у наших предков не было базового образования, поэтому они пользовались только природной наблюдательностью и логическим мышлением.

Что такое суеверие?

Понятие «суеверие» сложилось из двух частей всем знакомых слов. «Суе» то есть суета, напраслина и «верить». Дословно эпитет можно перевести как напрасная вера и понять, что воспринимать всерьез суеверия не стоит. Но память предков не позволяет, да и природная осторожность тоже, действуя по принципу на всякий случай. А между тем основой возникновения любого суеверия является ложное трактование некоего события, которое не имеет рационального либо же научного обоснования.

Но люди не могут жить в неопределенности, поэтому все происшествия при отсутствии логического объяснения приобретают для них мистических смысл. Но мириться с неопознанным явлением даже при знании последствий, человечество опять же не может, мешает инстинкт самосохранения. Поэтому люди вырабатывают определенную схему, которая позволяет чувствовать себя в безопасности либо же решать проблему.

К наиболее распространенным суевериям можно отнести талисманы, заветные числа, табу и конечно события, к примеру, ту же черную кошку либо красную нитку на запястье. Но кто сказал, что безобидный котенок навлечет беду или ниточка вылечит? Однако кто-то с подобной ситуацией уже столкнулся и выявил закономерность. Вернее посчитал нужным объяснить свою неудачу либо же внезапный прилив сил влиянием жизненных реалий.

Можно ли верить приметам и суевериям?

Человек не может жить вне природы, так как он является ее частью. Для того чтобы выжить индивид вынужден приспосабливаться посредством определенных методов, одними из которых выступают приметы и суеверия. Но если приметы являются своеобразной народной мудростью, которая реально может принести пользу, то суеверия наоборот вводят людей в заблуждение.

Ведь при рождении Бог даровал человеку свободу воли, разум, умение чувствовать и душу. Следуя суевериям так называемый «венец природы» забывает о том, что на него влияют не силы природы, мистические веяния, талисманы, а промысел Божий и воля Творца. Исполняя очередной обряд, либо же возводя обычный кулон в разряд талисмана удачи, человек нарушает заповеди и отдаляется от истинной веры.

Существует одна притча: Однажды взмолились люди о пощаде и пожаловались Богу, что он обязал их выполнять так много обрядов и следовать разным правилам. Бог повелел им утром явиться на холм и принести все его наставления, которые так тяготят простой люд. На заре множество повозок с горой книг, свитков и ритуальных предметов заполонили возвышение. Узрев такую картину, Бог ответил: Я дал вам только 10 заповедей, все остальное вы придумали сами.

Как избавиться от веры в приметы и суеверия?

Большинство примет основывается на опыте наших предков и проистекает из реалий их жизни. Но мир уже не тот. Современный человек понимает природу влияния климата на высокую урожайность, а также взаимосвязь между возникновением благосостояния и тяжелым трудом, но продолжает верить в вероятность ссоры после опрокинутой солонки и неудачу при встрече женщины с пустым ведром.

А не проще ли включить логику либо же найти историческое обоснование? К примеру, 200 лет назад соль нельзя было купить за несколько рублей в любом магазине. Поэтому неосторожное обращение со столь ценной приправой вело к нареканию. Женщина с пустым ведром не может навлечь неприятности, если прохожий психологически не настроиться сам на негатив, вспомнив известную примету.

С суевериями ситуация намного сложнее, особенно, если они подменяют собой истинную веру. Может ли гадание на рунах или черная кошка заменить Божий промысел? Вряд ли. Так почему же мы активно пользуемся талисманами, стучим по дереву, плюем через левое плечо и скрещиваем пальцы на удачу? Разве не достаточно просто верить в Бога и следовать его заповедям?

Заключение

Людей окружает непознанный мир, который даже для современного человека таит массу неожиданных явлений. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности люди пытаются найти объяснения в буквальном смысле всему. Именно этим фактором обусловлено возникновение примет и суеверий. Но ложное трактование ведет к еще большим заблуждениям, которые искажают реальность и мешают естественному течению жизни по заветам Божьим.

Читайте также:  Глупые приметы и суеверия

Верить ли в приметы

Примета — случай или явление, которое считают предвестником. Люди устанавливают связь между событиями. Одно — это знак другого, той важной перемены, которая наступит. Тень, которое будущее отбрасывает, позволяя себя разглядеть и приготовиться. Поймала букет на свадьбе — скоро и твоя очередь. Рассыпала соль — будь готова к неприятностям. Черная кошка бежит в за пазуху — удачи в делах не жди. Но вот вопрос: не сами ли их придумываем? Какова роль человека в реализации примет? Верить ли им?

Вера в приметы имеет глубокие корни, так коллективный опыт закрепляется в памяти поколений. Есть приметы, основа которых рациональна. Они большей частью относятся к погоде, хозяйственной деятельности. Действительно, ласточки перед дождем летают низко, потому что ниже летают мошки. Им трудно высоко подняться, воздух влажный и на крыльях появляется конденсат. Никакой мистики, только законы физики. А вот с приметами бытовыми, охватывающими тему взаимоотношений, жизни, удачи, замужества, смерти и тому подобного, все сложнее. Никаких физических законов тут нет. Их считают суевериями. Но почему-то на кажущуюся бесполезность и глупость такие приметы живы и популярны.

Почему люди верят в приметы

Вера в иррациональные приметы растет из того же места, что и гадания различного рода. Людям тревожно думать о будущем. Большинство из нас, скажем грустную правду, не чувствуют себя хозяевами своей судьбы. Подобно пассажирам на корабле, мы вглядываемся вдаль, пытаясь понять, что ждет впереди. Не у всех есть силы изменить то, что можно. И не каждый наделен мужеством принять то, на что повлиять не в его власти. Обладай все люди силой духа и глубоким спокойствием перед лицом возможных вызовов, приметы были бы не нужны. Что же поделать? Приметы помогают обрести чувство контроля над собственной жизнью, а значит уменьшить страх перед ней, тревогу. Это как в игре: правила знаешь хорошо и поэтому выигрываешь. Соблюдай все тонкости и никогда страдать не будешь.

Подсела на гороскопы, сны, всякие приметы, и нет теперь душе моей покоя. Например, про дев родившихся в год обезьяны написано, что они для физических работ и неумные. А я ребенка хочу. Боюсь его заводить сейчас, а вдруг такая дева неумная получится.

«Я очень суеверна. Нельзя хлеб класть горбушкой вниз, это всё равно, что пожелать человеку смерти. Аналогично, нельзя целовать в глаза. Не целуйте мужчине спину, расстанетесь. Не подавайте острые предметы острием вперёд. Не дарите ножи, не подбирайте найденные ножи. Нельзя носить найденный нательный крестик, погибните. На себе и на других ничего не показывайте. Примет знаю много, обязательно им следую, чем невероятно раздражаю своих близких. Ну и флаг им в руки, потом сами же и страдают».

Почему приметы сбываются

И все же можно прочитать кучу историй о том, что приметы сбываются. Пять лет исследую психологию примет и могу подтвердить: «Иногда работает!» Так функционирует наша психика. Мы сами бессознательно реализуем нужный нам сценарий событий. Почему человеку важно, чтобы приметы сбывались? Если такая связь работает, значит, он прав и в остальном. Его взгляд на мир верен.

«Нельзя поднимать найденную купюру, каким бы большим достоинством она не была. «Где найдешь, там и потеряешь». Недавно произошел случай. Может, совпадение, а может, и нет. Муж пришел довольный домой, купил мешок картошки. Говорит: «На халяву! Шел, смотрю 500 рублей валяется, ну я и поднял.» Как я ругалась на него, объясняю, что нельзя никогда поднимать деньги. Но он только отмахнулся, типа фигня все это. Только в этот же вечер мы с ним так разругались, в пух и прах, что до сих пор (уже четвертый день) не разговариваем. Я ему единственное только сказала: «Ну вот деньги ты нашел, а покой потерял.» Почему-то уверена, что не подними он эти 500 рублей, мы бы с ним не поругались. Может, и бред, но ничего с собой поделать не могу. Верю я в эту примету».

Жена много лет проходила мимо денег. А муж подобрал и доволен, «фигня твои приметы». Получается, что ошиблась и верила в ерунду. Нет! Вот неделю с тобой не буду разговаривать, и окажусь правой. Этот пример показывает, как мы создаем события под собственные верования и представления, которые считаем важными. Нельзя, значит, нельзя. Еще одна интересная история.

«Когда на работу иду, можно по тротуару идти, а можно сократить по тропке. Я всегда по разному ходила, не заморачивалась. Однажды встретились по дороге с сослуживицей, идем. Я на тропку. Она как заорет: «Ты что не знаешь, что по ней нельзя ходить. Весь день насмарку». Я впервые услышала. Оказывается, все сотрудники в курсе. Я потом в течение нескольких лет сколько раз проверяла. Процентов на 80 сбывается. Кто это только заметил? Может, психологически настраиваешься на неприятности?»

Трудно сказать всему коллективу: «Чепуха! Вы сами настраиваетесь на неприятности. Буду ходить как ходила». Проще присоединиться к группе: «Да, точно сбывается!» В этом случае примета делает вас частью большой общности, что чрезвычайно важно. Отказавшись от суеверия, ставишь себя в оппозицию. Человек социален, ему нужно чувствовать себя принятым другими людьми, быть белой вороной неприятно.

Бывает, что верить в приметы просто выгодно для самооценки и душевного комфорта. Любишь поскандалить: рассыпь соль и стервозничай в волю. Не учила и завалила экзамен — черная кошка виновата. Выгнали за пьянку с работы — год високосный, не повезло.

«У моей подруги примета: если перед ней дворник метет метлой, то все день не удастся или какое дело в трубу вылетит. При чем не важно, где он метет, в метро , на улице или в подъезде. Говорит: «Если передо мной мусор убрали, то домой надо возвращаться, дня толкового не будет». Из-за этого уже более года не работает, до собеседований не доходит».

В некоторых случаях приметы — голос нашего бессознательного, интуитивного уровня психики. Обычно это относится к индивидуальным приметам. Мы сами посылаем себе знаки. Растет скрытое раздражение и усталость взаимоотношениями — теряем обручальное кольцо, словно позволяя себе освободиться.

Почему плохо верить в приметы

Что стоит за вашим слепым следованием суевериям? Игра? Привычка, доставшаяся от мамы или бабушки? Это объединят вас с подругами? Не страшно. Плохо, если это признак тревожной внушаемой личности. Иногда и психического расстройства (ананкастного и обсессивно-компульсивного расстройства личности). Но здесь чрезмерность сразу заметна. Вот человек управляет своей судьбой, просто разглядывая номера машин:

«У меня приметы были на номера машин, еще со старших классов школы. Если увижу с номером «001», все, жду неприятностей; если «777» или «999» — к большой удаче; если в номере есть цифра «7», то это к добру, плохого уж точно не будет, а хорошее, ну, как получится. И всегда примета работала идеально. «001» компенсировался только тогда, когда после него находила машину с тремя семерками или девятками. Но в последние пару лет заметила, что перестал на меня так действовать этот нелюбимый «001», совершенно нейтральным стал, а вот тройные семерки работают исправно. Недавно доперло: неприятный номер компенсируют региональные числа: «77», «97», «177», «197», «777», у них у всех семерки есть».

«Я тут вообще грех на душу взяла: соседскую собаку отравила, которая выла. Это же она покойника навывала. И меня не убедили доводы мужа, что раз собака соседская, то и покойник будет (и если будет?) у соседей. Я взяла и отравила втихаря даже от мужа. Через неделю зарезали моего брата, чудом выжил. А я уверена, что если бы я этого не сделала, брат бы умер. А так собака навыла на свою голову».

Жизнь так устроена, происходит тысяча мелочей: мы теряем, роняем, находим. Бегают кошки, воют собаки. Если видеть за всем знаки и предвестники, то уходит радость и покой.

«Ох, как я устала от этих примет! Завидую людям, которые в них не верят! Есть же такие счастливчики!»

«Ожидание чего-то плохого из-за приметы — это, по-моему, напрасное трепание нервов. Недавно мы вернулись с достаточно сложного похода. Так у мужа перед первым серьезным порогом обрывается крестик. Слава Богу, он достаточно тяжелый, падение невозможно не заметить. Перевязал муж веревочку, но перед каждым серьезным препятствием внутренне напрягался — крестик-то упал. А ничего не произошло, не было никаких ЧП. Но ожидание чего-то плохого в какой-то мере испортило мужу отдых».

Грех ли верить в приметы

Церковь считает веру в приметы грехом. Можете прочитать это на любом православном сайте. Как психолог еще раз подчеркну: суеверия растут из общей тревожности и внушаемости человека. Людям с инфантильной (незрелой, детской) личностью сложно противостоять общему коллективному мнению, устоявшемуся и общеизвестному. Бессмысленно в этом обвинять.

В приметы не верю, вроде как Богу не доверяешься. Но иногда уборщица наша навстречу с пустым ведром попадется, что-то и царапнет немного в глубине души. Неприятное чувство. Или поплевать порой через левое плечо так и тянет, когда какую-нибудь бяку слышишь. Но себя останавливаю тем, что говорю: «Это всё лукавый, лукавый забавляется!» Живу дальше смело, ничего не боюсь. Не так просто избавиться внутри себя от того, во что наши предки веками верили.

Как перестать верить в приметы

Кто ничего не примечает — тому ничего не бывает. Как перестать примечать? Направить внимание на что-то по-настоящему важное. Осознавать свои страхи, ожидания, установки. Работать на уверенностью, уменьшать внушаемость и тревожность. Понять, что между знаком и будущими событиями находится самое важное звено — ты, человек.

Я очень верила во всякие приметы, пока одна моя знакомая (очень набожная) не сказала: «По вере вашей воздастся вам». Во что веришь — то и получишь. Как-то я стала меньше внимания обращать на цвет кошек и тёток с вёдрами. И жить стало легче.

Приметы и суеверия: верить или нет?

Давайте поговорим о суевериях, пословицах, поговорках и приметах. О тех мантрах, которые вбиваются в наше подсознание не только на протяжении всей нашей жизни, а передались нам с генами нашего рода.

Суеверие, если посмотреть в корень слова, то это, то, во что мы верим всуе. Верим, не задумываясь и с этой стопроцентной верой, воплощаем в жизнь. Так старательно воплощаем, что лишний раз подтверждаем, что мысль материальна. Да, материальна. Но какая мысль? Мысль о том, что нога, с какой встали, имеет глобальное значение для исхода дня; что споткнуться, рассыпать соль, вернуться с полдороги, передать что-то через порог, повстречать черную кошку, надеть одежду наизнанку, и море всего другого – обязательно приведет к чему-то плохому. И все эти мысли материализуются, стопроцентно и практически мгновенно.

Верьте в себя, а не в приметы

Мы всуе, неосознанно, и постоянно в течение дня верим в то, что сегодня обязательно что-то произойдет плохое. То ключи положили на стол, то крошки со стола смахнули, то эта пресловутая соседская кошка перебежала дорогу. И печалька обязательно будет сегодня!

Почему же тогда мы с таким же упорством не верим в хорошее произнесенное всуе? Ведь мысль же материальна! А это уже проверено на плохих мыслях, рожденных суевериями и прочими негативными мантрами.

Ну, во-первых, мы хорошее просто не произносим вслух, зачастую из-за того, что боимся сглазить. Во-вторых, нас этому не учили, то есть не было кого-то сверху почетного, например народа, мамы или бабушки, а для себя мы сами не авторитеты. А, в-третьих – даже если заставляем произносить всуе хорошее, то в это не верим.

Да и вот это «всуе» не выходит, ведь хорошее от нас не отскакивает, над ним нужно работать, а когда работаешь, то закрадывается неверие. В итоге что? В итоге мы забиваем подсознание негативом и не даем шанса позитиву.

Читайте также:  Кошка принесла котят примета

Вспомните те фразы, которые мы кидаем на право и на лево. Даже если фраза по своей сути является хорошей, то мы всё равно увидим плохое, потому что нас этому научили.

«Скатертью дорога», произносим, когда хотим человека послать подальше. Но суть, то отличная, пусть скатертью расстелится его дорога и у него всё будет хорошо.

«Убогий», – значит тупой, больной, дурак. А на самом-то деле под защитой Бога, любимец Бога.

«Смеешься – значит, будешь плакать». Вот это четко вложено в наше подсознание. За всё хорошее нужно платить, беда не приходит одна, не делись счастьем сглазят и т.д. А на самом-то деле всё иначе.

Противоположно! Смеешься, вырабатываешь гормоны счастья, заряжаешь мозг позитивом и становишься еще более счастливым. Пришла беда – отпусти и живи дальше, прошлого не существует и т.д. Поделился счастьем – сто раз подал импульс подсознанию на выработку хорошего, запустил нейроны, образовал новые связи на осуществление задуманного. Это горем делиться не нужно. Делитесь счастьем – множьте его!

«Не загадывай». Загадывай, мечтай, визуализируй! Воплощай в жизнь мыслями. И не просто загадывай, а загадывай в деталях, часто и обязательно перед сном.

«Не говори «гоп», пока не перескочишь». Опять таки говори «гоп». Будет «гоп» – квартира, «гоп» – отдых, «гоп» – счастье в любви. Будет! Это уже есть, просто нужно чуточку подождать!

«Не зарекайся». Зарекайся! У меня будет только счастье, потому что другое меня не устраивает. А раз не устраивает, то его не будет!

«Бьет, значит любит». Бьет, значит беги от него подальше и побыстрее. Тут все!

«В тесноте да не в обиде», «не в деньгах счастье, «бедность не порок», «мечтой план не выполнишь». Как вам всё это? Всё опять-таки ровно наоборот. Да и в хоромах не в обиде, и плакать лучше в теплом лимузине, чем в холодном трамвае. А вот, как раз, бедность это порок, это выбор ленивых, неразвивающихся и слабых. А то что мечтой план выполнишь, и даже перевыполнишь – факт. Мечты сбываются!

«Бей своих, чтоб чужие боялись». Своих нужно только любить. А если он не свой, то отпустите. И продолжайте любить своих. А зачем, чтобы другие боялись? Может быть уважали? Правильно, опять отсюда «боятся, значит уважают». Нет, боятся, значит презирают!

«Битая посуда два века живет». Битую посуду нужно выбрасывать, как все старые и поломанные вещи. Точно так же как и пережитки памяти. Выбрасывать плохое и ненужное сразу. Мало того что в памяти что-то жило плохое, так оно стало еще хуже (разбилось) и ему давать вторую жизнь? Ему и первую давать нельзя! Было плохое – забудьте, выбросьте!

«Жить – Родине служить», «за богом пойдешь – ничего не найдешь», «нынче и пастухи в почете живут». Это уже нам Ленинизм надиктовал. Но всё в том же русле. Человек живет, когда любит, а не когда служит! Вера, тема отдельная, итак всё ясно. Да и где вы видели пастуха в почете? Спросите у Грузинов торгующих шаурмой на любом вокзале.

«Грибы на стене растут — к богатству».

«Муравьи завелись в доме — к добру».

«Муха в суп попала — жди скорого подарка».

«Чёрные тараканы в доме — к богатству».

Нет, ребята это всё не к добру, это говорит, что в квартире давно пора делать ремонт, вызывать санэпидстанцию, а самое главное то, что вы глубоко несчастный человек, раз верите в эту всю чушь и готовы жить в этой отстойной яме.

Нам так рьяно внушали, что нищета это хорошо. Раз нищий материально, то богат душевно. Чушь собачья! Нищета человека делает злобным, слабоумным и больным. А вся фишка в том, что если бы человек решил стать счастливым, по-настоящему решил, то стал бы им обязательно! Нищета хороша лишь только в одном случае, когда он носит временный характер, тогда она закаляет, служит уроком, является началом взлетной полосы и тем противовесом сытой жизни, от которой приторно иль пресно. А если вся жизнь проходит в нищете, то помните, как у Высоцкого “Когда я вижу сломанные крылья нет жалости во мне и неспроста, я не люблю насилье и бессилье”.

Нищета это порок, но и богатство это не дар Божий. И то и то это только ваш выбор. Только не забывайте, что главная нищета и главное богатство не кроется в материальном, а кроется в наших душах. Материальное – это оправа для алмаза души. Какой бы не была шикарная оправа для куска навоза, навоз остается навозом. А вот алмаз души, нужно еще огранить, чтобы он засверкал и стал бриллиантом. Огранить – поступками, событиями, победами, добротой.

И серди всех примет и суеверий, только бокалы бьются на счастье. Хоть что-то радует. А ведь и, правда, разбился бокал, скажите «Спасибо Господи, что взял деньгами!» и живите счастливо дальше. Настоящее счастье не кроется сугубо в материальном и тужить над пятном на платье не нужно.

Скорее потужите над тем, что вы планировали в нем пойти туда, куда не хотели, и с тем, кого не любите. И обязательно загадайте себе новое платье в тысячу раз лучше этого! Загадали? Теперь поверьте в это стопроцентно, ведь это суеверие! А теперь пойдите дальше и намечтайте себе, то место, куда вы хотите пойти и с тем с кем кого любите. Вот увидите, сбудется!

Чешутся руки всё это внедрить в свою жизнь? Не, ну если чешутся, то просто их помойте. Помните, как из суеверий – чешется правая, значит, с кем-то здороваться будешь. Хочешь с кем-то поздороваться, бери шампанское и иди в гости. Чешется левая рука, значит, будут деньги? Тогда просто не будь камнем, встань и иди, пусть ручей благосостояния потечет.

Давайте сейчас начнем наших отпрысков учить по-другому. Например, рассыпали соль, значит, нечем будет солить рану, значит, избавишься от прошлых обид. Надел одежду наизнанку, значит, откроются новые перспективы. Перебежала черная кошка дорогу, да потому что ей просто туда надо и вас она знать не знает. Да, вообще, это уже на расизм тянет – это потому что она не белая? Вернулся близкий с полдороги, значит, есть шанс еще раз обняться и поцеловаться. опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Стоит ли верить в приметы и суеверия?

Суеверия и приметы – это важная часть любой культуры. В разных странах свои приметы на природу и общение с людьми, на притягивание удачи и бед. Стоит ли верить в суеверия и что это такое?

Суеверие – это суррогат религии: есть что-то, во что непоколебимо верят и стараются умолять. Настоятели всех религий не рекомендуют верующим людям верить в суеверия.

Часто с суевериями путают приметы. Их, в отличие от суеверий, легко доказать и обосновать. Суеверия же появляются иногда внезапно, а иногда носят под собой историческую подоплеку. Приметы – это наблюдения людей о связанных между собой явлениях. Например, проходить через столб двум друзьям в ссоре – это суеверие, а большие гроздья рябины к студеной погоде – это примета.

Откуда берутся суеверия и приметы

Некоторые суеверия раньше были приметами. Например, рассыпать соль считается предвестником ссоры. В старину соль была редким продуктам, и достать ее в привычном виде (бедняки вместо соли использовали очищенную золу) было сложно. Рассыпать дорогостоящий продукт было явно не к добру. Сегодня же, когда соль стоит копейки, рассыпать соль не значит ничего кроме небольшой уборки.

Или же выражение «на угол стола сядешь – в девках ходить будешь». В древней Руси углы столов и лавок были самыми неудобными, у туда сажали не особо ценимых гостей: стариков, бедняков, девушек без приданного и старых дев, оттуда выражение и пошло. Сейчас сидеть за углом стола может тоже не особо приятно, но не означает неудачи на любовном фронте.

К суевериям можно отнести толкование снов. Сновидения зависят от того, о чем вы думали или видели и слышали в ближайшее время.

У веры в суеверия и приметы есть свои преимущества и недостатки.

Плюсы

  • Вера в добрые приметы притягивает удачу, ведь с человеком происходит то, на что он настроен. Вера в привычки похожа на слова-паразиты, она приедается и ее становится незаметно.
  • Вера в суеверия делает вас «своим» среди окружения, особенно если вы живете в небольшом поселении. Как часть любой культуры, человек должен следовать ее устоям, чтобы быть «на одной волне».
  • Помогает убрать неловкую паузу. Например, разбить посуду – на счастье, или помет птицы принесет удачу. Приметы помогают обратить ситуацию в смех и почувствовать себя не таким уж неудачливым.
  • Собственные приметы на успех, какие-то ритуалы, помогают настроиться и сделать все правильно. Рутина, нацеленная на успех, легко может стать приметой на счастье.
  • Близость с предками. «Если они в это верили, и это работало, то чем я хуже?». Это тоже касается культуры и дани уважения к близким, традициям родного народа.
  • В сложных жизненных обстоятельствах приметы помогают приободриться и поверить в чудо. Вера в чудо всегда приободряет, повышает настроение и заставляет идти дальше с надеждой на happy end.
  • Безопасность. Заметив неприятный знак, человек будет осмотрительней. Известны случаи, когда напряжение, созданное приметой, спасало жизнь.
  • Некоторые поверья действительно работают: ласточки летают низко перед дождем, а перед грозой всегда воздух душный и очень тихий. Стоит почитать о приметах и подоплёках, чтобы понять, чему можно верить, а что уже устарело. То же касается и суеверий. Даже если они неправдивы, полученные знания где-нибудь пригодятся.

Минусы

  • Отрицание суеверий может сделать вас изгоем. Если ваши друзья верят, что нельзя переходить через «чертова ворота», а вы не верите, это может стать причиной для дискуссии и ссоры.
  • Современные гороскопы, как и гороскопы в целом, не несут никакой правды. Сейчас создатели гороскопа просто используют нейтральные или положительные фразы, которые могут относиться к любому человеку, и периодически меняют их на другой знак Зодиака.
  • Веря в плохие приметы, вы на подсознательном уровне будете притягивать в жизнь негатив. С настроем на негатив портится настроение, и дела в самом деле идут хуже, даже если ничего не предвещало этого.
  • Легко списать неудачи на приметы или гороскопы, вместо того чтобы признать вину. Всему виной может быть черная кошка, а не невнимательность, либо треснувшее зеркало.
  • Приметы, которые касаются деторождения, зачастую неверные: ребенок любого пола может находиться в круглом или овальном животе, и то, какие продукты будет есть мать (сладкое или соленое), никак не изменит пол ребенка.
  • Ношение талисманов, особенно эксцентричных вроде перьев или кроличьих лапок, может сделать вас местным сумасшедшим. К иным амулетам относятся как к модному украшению. Иными словами, ношение оберегов от суеверий не принесет уважения общества, даже испортит его.
  • Религиозным людям не следует верить в суеверия, потому что они от лукавого. Приметы, которые касаются привлечения удачи или неудачи, также под запретом. Служители церкви проводят целые лекции о вреде и истоках суеверий, о том, как плохо они влияют на верующего человека.
  • Вера в потустороннее и суеверия может натолкнуть вас на поход к гадалке, которая только вытянет большие деньги, но не даст никакого результата. Привороты на любовь, деньги, счастье, магическое излечение от алкоголизма – все это отличные способы заработать деньги мошенникам на простых людях.
  • Есть отдельный вид суеверий: церковные. Они касаются силы святой воды из разных источников, снов со святыми, потребления просвирок и пр. Они не признаются церковью и не красят христианина.

Люди верят в приметы и суеверия потому что хотят предсказать хоть какую-то часть будущего. Вера в приметы и суеверия должна быть разумной, после разбора истоков, не стоит верить всему, что пишут в интернете и говорят бабушки. Что-то работает на самом деле, а к чему-то человек тянется подсознательно. Верьте в хорошее и достоверное, и оно обязательно случится с вами!

Добавить комментарий