Суеверия верить или нет что говорить библия

Суеверия верить или нет что говорить библия

По следам дискуссий

краткий конспект одноимённой дискуссии

I. ЧТО ЕСТЬ СУЕВЕРИЕ?
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Словарь Ожегова даёт следующее определение слова “суеверие”:
Суеверие – предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего”. “Предрассудок (там же) – ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь”.

Если задуматься, то легко заметить, что слово суеверие состоит из двух слов: вера и суета. Суеверие – это вера в суетное (тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности).

2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ
Самое интересное заключается в том, что практически не существует универсальных примет и суеверий, которые бы были одинаковыми во всех странах и народах. В действительности дело обстоит совсем наоборот. У каждого народа существуют какие-то свои суеверия и приметы, которые в других странах могут означать нечто другое, а зачастую – совершенно противоположное. Это показывает противоречивость примет и суеверий.
Рассмотрим этот факт на примере суеверий, связанных с кошками:

  • Черные коты приносят удачу и достаток. – Английское поверье.
  • В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу. – Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.
  • Черный кот на крыльце – достаток в доме. – Шотландская примета.
  • Остерегайтесь людей, которые не любят котов. – Ирландская пословица.
  • Дом без кота или собаки – это дом скряги. – Португальская пословица.
  • Кошка дарует жизнь, благополучие и здоровье, она делает это каждый день и обеспечивает спокойную старость. – Надпись на древних могилах.
  • Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники. – Старая английская пословица.
  • Если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным. – Поверье моряков.
  • Если черная кошка чихнет недалеко от невесты – молодым счастье. – Английское поверье.
  • Во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию. – Русское народное поверье
  • Козерог с 22 декабря по 20 января. Талисман: черный кот, дьявол. – Современная книга по астрологии “Звезды и судьбы”.
  • Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к Вашей двери, впустите его и будьте к нему добры.

Такая противоречивость в толковании тех или иных примет свидетельствует о том, что всё это ни что иное, как обыкновенные человеческие суеверия и предрассудки, недостойные нашего внимания, и уж тем более – нашего поклонения. Ведь страх перед суевериями, в которые мы верим, является ничем иным, как одной из форм поклонения.

3. ИСТОЧНИК СЕГОДНЯШНИХ СУЕВЕРИЙ

  • Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия)
  • Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам)
  • Страх перед непознанным.
  • Страх смерти
  • Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д. и т.п.

    Несложно заметить, что суеверия в основном базируются на человеческом страхе.

    4. РАЗНОВИДНОСТИ СУЕВЕРИЙ:

    Суеверия бывают разными в зависимости от их происхождения. Они могут быть по своей природе языческими, а могут быть околоцерковными (или церковными). Но те и другие являются по своей сути религиозными; потому что являются верой (в невидимое, непознанное, необъяснимое, рождающему в нас страх) и поклонением этому неведомому.

    Вопрос-ответ о приметах
    “Существует поверье, что нельзя стряхивать воду с рук, иначе могут
    возникнуть проблемы со здоровьем. Есть ли в этом утверждении
    религиозные основания или это суеверие в чистом виде?” – Александр.

    “Уважаемый Александр! То, что вы описали – чистой воды суеверие!
    Давно замечено: будешь верить в приметы (или сны) и они будут сбываться.
    Человек суеверный становится рабом своих суеверий. Тяжкое состояние –
    ни рук не встряхнуть, ни пальцем повернуть, ни зевнуть. Зато плевать
    через левое плечо – сколько душе угодно. Суеверие – это признак духовного
    несовершенства со стороны вступающих на путь веры и предательство
    со стороны людей, считающих себя христианами”. – Источник: Интернет

    Суеверный человек чаше всего думает не о том, как нести людям доброту, радость и братскую любовь, а о том, что недостойно серьезного внимания. Поэтому христианская Церковь всегда считала суеверия большой опасностью для здоровья души. Но подняться до подлинной веры людям нелегко, и они начинают “дополнять” веру суевериями.

    Одни суеверия – являются очевидными и всем известными (вера в приметы).

    Другие примеры суеверий – не так очевидны. Пример такого суеверия – “погоня за чудесами”. Чудо (подлинное либо ложное) многими воспринимается как доказательство правильности веры, хотя сами по себе чудеса ничего не доказывают и (когда они подлинные) лишь свидетельствуют о милости Божией. А Бог, как известно, милостив не только к своим детям (принявшим дар вечной жизни верой в жертву Иисуса Христа на Голгофском кресте). Тем не менее, некоторые верующие люди гонятся за чудесами и чудотворными проявлениями, чтобы доказать свою святость или хотя бы принадлежность к вере и Богу.

    Пример церковных суеверий – вера в святые мощи и поклонение иконам, крестам и другой церковной утвари.

    Ещё один типичный пример церковных суеверий – преувеличение роли разного рода церковных правил, обычаев и ритуалов. Есть люди, которые придают незначительным правилам и обычаям почти такое же значение, как и заповеди “не убий”, совершенно утрачивая способность отличать главное от второстепенного, важное от не столь важного. Так и появляются современные фарисеи.

    Суеверия плохи не только тем, что отвлекают человека от истины Слова Божия, от общения с братьями и сестрами по вере, от служения Богу и Церкви (Телу Христа – братьям и сестрам по вере), от жизни по вере и от добрых дел. Суеверия также ущемляют человеческую свободу (данную нам Богом), ставят взаимоотношения людей с Богом в зависимость от наносного и случайного, уводят в духовные сферы, пагубные для человека.

    III. БИБЛИЯ О СУЕВЕРИЯХ, ПРИМЕТАХ И ГАДАНИЯХ

    Левит 19:26-31 Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш.

    1 Царств 15:23 …Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство (divination = гадание, прорицание, ворожба), и противление то же, что идолопоклонство.

    Малахия 3:5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (sorcerer = колдун, волшебник, маг) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф.

    Второзаконие 18:9-13 Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель (медиум – посредник), вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим.

    IV. ПРИМЕТЫ ПРИМЕТАМ РОЗНЬ

    1. Определение терминов:
    Словарь Ожегова даёт следующее определение слову “примета”:
    Примета – отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь. – Например, особые приметы. В суеверных представлениях: предвестие чего-нибудь. – Например, дурная примета”.

    Итак, примета может быть:

  • отличительным свойством чего-то или кого-то, или
  • предвестием чего-то.

    Разумеется, люди используют приметы по-разному: Один верит суевериям и во всём ищет суеверные приметы. Другой (фермер) – наблюдает за приметами природы, определяя по ним погоду. Третий (доктор) – по приметам (в данном случае это симптомы недуга) определяет болезнь пациента. И так далее…

    Человек – существо наблюдательное. Мы все наблюдаем за теми или иными “приметами” будь то наша профессиональная обязанность или просто человеческая наблюдательность. Очень часто мы судим о человеке по тем или иным приметам (внешним признакам) – “встречаем по одёжке”.

    2. В Библии мы находим советы Бога о том, как пользоваться приметами для того, чтобы распознавать людей и события (времена):

    А. Приметы дня…
    Лука 12:54-56 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

    Б. По плодам их узнаете их…
    Матфея 7:15-20 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

    1Иоанна 4:4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

    В. Приметы конца света:

    Матфея 24:3-35 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
    Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят.
    Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется.
    И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
    Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
    Тогда, если кто скажет вам: “вот, здесь Христос, или там”, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
    Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
    И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
    От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

    Заключение: Верующий человек отличается от религиозного человека тем, что верит в непреложную истину Слова Божия, тогда как религиозный человек больше доверяет своим чувствам и нелепым предрассудкам, которые в его жизни занимают место Бога и являются его идолом, которому он поклоняется, зачастую сам того не подозревая. Однако, необходимо помнить, что только Бог и Его святое Слово – единственное, что достойно нашей веры и поклонения.

    Скачать статью в формате word

    «Суеверие – это пустота, глупость и самообман»

    Беседа с профессором А.И. Осиповым

    Черная кошка, пустое ведро, 13-число, особенно если оно выпадает на пятницу… Примет, сулящих неудачу или какое-нибудь несчастье, много. Хорошо, что большинство из нас знает лишь о малом их числе, а то бы… Впрочем, а что бы? Разве совместимо суеверие с христианством? Увы! Более того, и в церковной среде немало суеверий, связанных с какими-то действиями в храме или даже обрядами. Что уж говорить о совершенно суеверном по своей сути отношении к иконам, святым источникам, даже паломничеству. О том, где корень живучести суеверий, почему люди так часто попадают под их власть, как изжить в себе страх перед приметами, сглазом и прочим, мы беседуем с Алексеем Ильичом Осиповым.

    Алексей Ильич, сегодня мы бы хотели поговорить о суевериях. Это явление, которое буквально захлестывает нашу жизнь: люди обращают внимание на какие-то мелочи, которые их начинают очень беспокоить. А как бы вы определили суть суеверия?

    – Слово «суеверие» встречается во многих языках. В частности в греческом есть такое понятие – «мэтэотис», которое как раз и переводится на славянский и русский языки как суеверие. В греческом оно означает пустоту, призрачность, глупость. Есть и в еврейском языке слово со схожим значением: «дым, пар, который легко рассеивается, ничего не значит, не имеет сути», а также «глупость и обман». Мне кажется, эти языки: греческий и еврейский – поскольку это языки Священного Писания и именно о суете говорится в Священном Писании – очень хорошо передают нам суть этого явления – суеверия. По своему содержанию это некая пустота и глупость. А если говорить о языке еврейском, то даже обман. В данном случае – самообман. Вот что такое суеверие.

    Суетное – это никчемное, ничтожество, пустота, то, чего на самом деле нет. А человек придает этому значение как будто бы чему-то существующему в действительности, и в результате он впадает в обман, в самообман и наносит себе, естественно, вред, заблуждается. Вот что такое суеверие: вера суетным, ничтожным, не имеющим никакого значения и сути вещам.

    Почему суеверие называется грехом? Это тоже страсть?

    – Тут дело вот в чем. Что такое грех? Грех (о, сейчас дам определение!) – это то, что вредит человеку. Вот, например, сейчас возьму и отрублю себе палец – будет грех. Или иголку всажу – это будет грех. Грех – это все то, что вредит человеку. А, представьте себе, суеверие: вот я начинаю верить, что черная кошка перебежала дорогу и теперь неизвестно, что со мной будет, или с пустым ведром кто-то попался мне навстречу… Человек расстраивается, не знает, что делать, от этого нарушается вся его нормальная жизнь – потому это и грех. А есть ведь суеверия разного порядка. Какой-то вологодский лжестарец говорил: «Если вы, крестясь, не дотянете свою руку до левого плеча, надо сверху, сверху! – то он останется сидеть там и будет вам нашептывать на левое ухо». Или, представьте, в церкви вы передаете что-то через левое плечо – так многие шарахаются даже – до чего доходит!

    Есть вещи, может быть, и смешные, а есть такие, которые приводят людей к самым печальным выводам. Например, в одном монастыре мне монахиня сказала: «В этом году нам не удалось на Крещение искупаться – а ведь когда искупаешься, все грехи за год прощаются, очищается человек от грехов». Вы подумайте! И кстати, эта глупость, Господи! – разливается по нашей России-матушке, и многие начинают: «Обязательно надо искупаться – смыть грехи». Как легко: искупался – всё в порядке. Ни покаяния не нужно, ни труда – ничего! Искупался, да еще если мужичок после купания стаканчик выпьет – ну просто красота! В общем, Православие – лучшая религия в мире.

    А как бороться с суеверием, с этой пустотой? Как в нее не попасть?

    Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Вера в Бога нужна!

    – Известен закон духовной жизни: чем меньше веры в Бога, тем больше суеверий. Для человека, который верит, что без воли Божией ничего не происходит, что в мире нет никаких случайностей и что воля Божия – это не просто то, что Бог захотел и сделал, а это есть то, что вполне соответствует человеческому духовному состоянию, и что Бог только как Врач посылает нам наилучшие обстоятельства для того, чтобы мы опомнились, – так вот, для того, кто верит именно в Бога, все эти суеверия, конечно, есть не что иное, как чушь, пустота и больше ничего. Вера в Бога нужна. А когда человек забывает о Боге, он начинает верить всякой ерунде. Язычество, кстати, на этом всё и построено – язычество и есть в конечном счете суеверие.

    Какова природа возникновения суеверия? Необразованность? Какие еще есть причины этого явления?

    – Причины могут быть и другие. Иногда же, бывает, что-то действительно совпадает. Перебежала черная кошка дорогу – человек шел, споткнулся и разбил себе коленку: вот! И, может, само совпадение вызвано тем, что человек поверил в эту черную кошку, потому и разбил себе нос или коленку, но само по себе совпадение этих вещей укрепляет в нем веру в приметы. Это один из факторов, которые присутствуют в нашей жизни.

    Ну, а, может быть, самое главное заключается в том, что вера в Бога налагает на мою жизнь ответственность – перед своей совестью, перед верой в вечную жизнь, перед верой в то, что за гробом всё, что я делал здесь, мне будет показано и принесет мне действительные страдания, если я делал что-то злое.

    Вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же всё легко

    В общем, вера в Бога – это ответственность, труд, необходимость понуждения себя. В суеверии же – ничего не надо. Только избегать: избегать, чтобы кто-то мне не перешел дорогу… Бывают же случаи – до смешного: идешь – вдруг бежит со всей мочи… И при этом – что? Ну, хорошо, я не перешел тебе дорогу – а ты-то перешла мне. Значит, по такой логике, ты хочешь мне зла? Как же это понять? – Об этом даже мысли нет. Самый основной христианский принцип жизни – это принцип любви, и этот принцип в данном случае отбрасывается полностью: лишь бы мне было хорошо.

    Крестик валяется в храме на полу – никто не поднимает. Моя сестра подняла его и положила на окно рядом. Крестик исчез моментально. Потом только она узнала, в чем дело. Оказывается, бросают крестик с тем, чтобы кто-то поднял и взял таким образом на себя болезнь или неприятность – представляете: суеверие становится уже зловерием. Кстати, это один из ответов, почему суеверие – грех. Оно становится зловерием.

    В любом случае суеверие не налагает на меня никакой моральной ответственности ни перед чем. Никакие заповеди мне не нужны, ни о каких грехах можно не думать, и поэтому суеверие, конечно, гораздо легче, и интуитивно человек следует этому, нежели вере в Бога, где всё сопряжено с трудом. В этом основная причина.

    То есть заполнение своего сознания какими-то неоправданными страхами – это и есть суеверие, и нужно просто с этим решительно бороться?

    Магическое отношение к православным святыням – это тоже очень распространенное явление. От болезни – такой-то источник, найти квартиру – надо туда и т.п. Почему сейчас такое явление укоренилось?

    – Ой, какой хороший вопрос. Действительно, сейчас, когда мы говорим о возрождении Православия, вдруг народ поражается таким суеверием. Однажды на лекции, где-то на приходе, я грозно спросил: «Кому надо молиться от пьянства?» Все ответили: «“Неупиваемой Чаше!”» Я сказал: «Правильно. Не вздумайте молиться перед Владимирской, или Казанской, или Иверской иконой Божией Матери! Не поможет!» Все сразу: «Хи!» До чего мы дошли! Причина все та же: это же легко, это гораздо легче. Легче поставить свечку, заказать молебен, акафист. Недаром же один из поэтов написал замечательные строки: «Да, бой с самим собой есть самый трудный бой. Победа из побед – победа над собой». Действительно, я готов проделать сотни километров к «Неупиваемой Чаше» в этот монастырь, но чтоб воздержаться от лишней рюмки – это уж слишком, конечно.

    Бой с самим собой – самое трудное дело, и Православие именно к этому призывает: к борьбе со своим ветхим человеком. А наш хитрый ум делает так, как бежит водичка: натыкается на камень – обходит его и течет дальше. Так и здесь: мы натыкаемся на заповеди Божии – и обходим их. И подменяем заповеди Самого Бога вот этими формальными вещами, тем, что в иудаизме называется «субботой». Главное – исполни субботу. Эти правила исполнил – всё, ты хорош. Вот, оказывается, какие вещи.

    Посмотрите, как писал святитель Феофан о паломничестве. Мне как-то прислали ролик об одном крестном ходе, где священник перед его началом объявил: «Все те, кто дойдут до конца, получают полное отпущение всех грехов, которые совершили». Священник! Что он делает! Правда, там идти дня три, и он трудный, но вот такие вещи говорили. Оказывается, вот как очищаются от грехов: не покаяние, не исповедь, не внимание к своей жизни, не борьба со своим ветхим человеком, а вот – ножками протопай. Вот что пишет святитель Феофан Затворник насчет паломничества: «А в дороге-то и не заметишь, как окостенеешь. Сколько предметов налезет в голову – и пойдет одна форма, без силы и жизни. Не лучше ли вам отказаться от странствования?» – пишет он одной особе. В другом письме: «А в дороге – чего не наберетесь, чего не навидитесь и не наслушаетесь!»

    Да, действительно, в храме человек стоит, и то мысли по всему свету бродят. А здесь, когда человек идет, попробуй сосредоточься. Ну, поют – самое лучшее. Видите, как святитель относился даже к паломничеству – кажется, хорошее дело, святое дело – а ну-ка, загляни. Правда, он при этом пишет, чтобы быть объективным, что человеку, который еще почти ничего не знает о вере, который не может вести никакой христианской жизни у себя дома, паломничество может подчас помочь хоть немножко, когда он придет к святыне, помолиться, исповедоваться, причаститься. «Для таких людей, – говорит он, – ну, что же, это может быть и полезно. А для человека, укрепленного в вере, это может явиться только причиной рассеянности».

    Разве Масленица церковный праздник? Это же язычество! Да вы покажите, как люди готовятся к посту!

    А вот наша Масленица, посмотрите, во что она превращается! «После Божественной Литургии – масленичные гуляния», – читаю я. И это объявляется на церковных страницах! Вспоминаешь историю Русской Церкви, как боролись наши подвижники – одного епископа даже убили за то, что он грозно обличал то распутство, которое начиналось на Масленице. И посмотрите: сейчас Масленица входит в нашу жизнь. Скоро мы вообще не разберемся, где Церковь, а где мир. Не поймешь даже. И все это под флагом какого-то миссионерства. Простите, какое же это миссионерство? Это, напротив, – подрыв авторитета. Если вы знаете, что есть люди, которые действительно готовятся к посту, – покажите их: вот, посмотрите, как они себя ведут, – они уже начинают готовиться к посту. А то происходит ровно наоборот, то есть это уже язычество. И что говорить об этом? Масленица – языческое празднество, совершенно очевидное.

    Как бороться со страхами (страхом перед черной кошкой, перед сглазом и проч.), которые испытывают люди, ходящие иногда в храм? Они осознают эту проблему, но никак не могут с нею справиться…

    Если есть вера, что со мной Господь Бог, – только веру нужно в себе подогревать, – тогда и страха не будет

    – Христос ответил: «Когда услышите…» – и перечисляет те страшные вещи, которые грядут человечеству в конце истории. Он говорит: «Когда услышите, то поднимите головы ваши!» Это Он говорит о каком времени? Когда люди будут, говоря по-славянски, «издыхать» от страха грядущих бедствий. Уже сейчас очень многие страшатся. Христос предупредил: когда вы услышите (вы – то есть христиане), то поднимите голову, ибо приближается час нашей встречи. Встречи со Христом! Опять приходится повторить те же самые слова: чем меньше у нас веры во Христа, тем больше у нас всяких не только суеверий, но и страхов. Это совершенно естественное и закономерное явление. Кто меня может обидеть, когда со мною стоят великаны-защитники, скажите? Да никто! Никого я не боюсь. Тут со мной Господь Бог, а не кто-нибудь. Если есть эта вера – только веру нужно в себе подогревать, – тогда, естественно, у человека этот страх будет отходить в сторону, отступать от него. Чрезвычайно важно это напоминать себе. Как писал игумен Никон (Воробьев): «Правильные мысли нужно не запрятывать в какой-то склад памяти, а постоянно напоминать их себе, возгревать их в себе, потому что они согревают душу и помогают человеку в его жизни».

    Вот, оказывается, какой путь: «Восклоните головы ваши!» Для современных людей, мне кажется, эти слова приобретают все большую значимость.

    Большое спасибо, Алексей Ильич, от портала «Православие.ру» и всех наших читателей и зрителей.

    – Спаси, Господи, всех вас. И всех нас тоже.

    Суеверия

    Понятия “суеверие” обстрактно, это как понятия «ложь», «истина», «заблуждение», «предрассудок», – точного определения нет. Суеверие это еще одна религия, и, к сожалению, в нее многие верят. Это ложная, превратная вера. Это тайные силы, скрытые в предметах, явлениях природы, датах, в определенных поступках человека. Считается, что если исполнять или избегать определенные действия, то они могут оказывать положительное или отрицательное влияние на жизнь людей. Но почему люди выбирают столь глупую и сомнительную веру, и отрицают христианство?

    Фактор такой устойчивости суеверия связан с тем, что в случае подтверждении его реальности, это крепко фиксируется в подсознании. Хотя в большинстве случаев могут быть просто совпадениями, а в случае явной ошибки, просто закрывают на нее глаза. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено американским психологом и писателем Берресом Фредериком Скиннером: “Человек входит в заблуждение, устанавливая ложную связь между своими действиями и некоторым абсолютно независимыми от них событиями, которые начинает считать результатом своих действий”.

    Люди нуждаются в надежде, в надежде на то, что с ними не произойдёт ничего плохого, что все зло обойдет их стороной. Человек, не задумываясь, может выполнять какие либо действия, чтобы избежать не желательных событий. Здесь действует инстинкт самосохранения, что со временем переходит в зависимость. Люди этого не замечают, просто слепо выполняют все то, что уже прочно держится у них в голове, для них это уже как норма.

    Как разрешить спор между суеверным и не суеверным? Совпадения ли происходят у тех кто верит: я сделал что-то не по правилам, значит должно произойти что-то ужасное. И человек с обреченностью ждет этого, и, в конце концов, он получает то, чего ждал. Накликал ли он сам на себя беду, или произошло то, чему неизбежно было произойти? В Библии есть очень интересное место, там конкретно и четко дается ответ на этот вопрос: «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (Иов. 3:25). Возможно, действия суеверных людей весьма логичны, но они будут рабами этого греха, пока сами не освободятся.

    Самыми распространенными суеверными приметами являются: “черная кошка”, “пятница 13”, и “сплюнуть от сглаза”.

    Пятница 13

    Во многих культурах и народах пятница 13 считается днем неудачи. Люди отмечают таинственные совпадения, когда некоторые негативные события происходят в этот день.

    Последняя теория о появлении пятницы 13 связана с арестом большинства рыцарей ордена Тамплиеров. Их неожиданный арест был организован французским королем Филиппом IV Красивым в пятницу 13 октября 1307 года. Решение было принято Папой Римским, который заявил: во сне к нему явился Иисус и сказал, что всех тамплиеров необходимо истребить. Но руководство католической церкви в тот момент находилось под полным контролем французского короля, и даже папский престол был перенесен в город Авиньон на юге Франции. Судебный процесс продолжался семь лет, после чего многие тамплиеры были казнены. Их обвинили в самых страшных грехах, в тайных сатанинских обрядах. Французский историк Робер Амбелен, написав об аресте тамплиеров, добавил: «День был выбран, не случайно… Король выбрал пятницу как день распятия Христа. Он выбрал 13-е число месяца — намек на несчастливое число». В Тайной Вечере участвовало 13 человек, включая Иуду Искариота. При перечислении двенадцати апостолов в начале Нового Завета (Евангелие от Матфея, глава 10) Иуда Искариот назван последним, то есть 13-м, поскольку первым был назван сам Христос. В Евангелии от Иоанна о предательстве Иуды впервые говорится в 13-й главе. Амбелен указал и то, что распятие Христа пришлось «на 13-е число по лунному календарю». Здесь следует отметить, что, хотя сейчас католическая церковь признала: рождение Христа произошло на несколько лет раньше, в XIV веке год Его рождения не вызывал ни у кого сомнений. А годом распятия соответственно считался 33 год н. э. Установить, с каким числом и каким месяцем иудейского лунного календаря совпадала последняя пятница перед Пасхой в этом году, было нетрудно. Упомянуто и то, что появление зверя (которого принято считать Антихристом) описывается в 13-й главе Апокалипсиса.

    Черная кошка

    Считается, что черная кошка приносит несчастья, если перейдет дорогу. Но здесь, в отличии пятницы 13-ой, в каждом народе и в каждой культуре свои приметы. Есть такое предположение, что если черная кошка живет в доме, то она приносит удачу. В Великобритании чёрная кошка считается символом удачи. Шотландцы верят, что чёрный кот, зашедший в дом, принесет богатство и процветание, а у хозяйки чёрного кота будет много поклонников. Тем не менее, в западной культуре чёрные кошки часто являются символом дурного предзнаменования. Чёрный кот — любимец и помощник ведьм, как некоторые другие существа чёрного цвета, например, ворон. В произведениях устного народного творчества чёрный кот часто принимал человеческий вид и шпионил за людьми по приказу ведьм или демонов. В средние века эти предрассудки заставляли людей убивать чёрных кошек и котов. Это отчасти привело к увеличению популяции крыс и распространению бубонной чумы и других болезней, переносимых грызунами.

    Иногда сверхъестественные свойства, приписываемые чёрным котам и кошкам, считаются положительными. Например, моряки полагают, что корабельный кот чёрного окраса принесет удачу в плавании. Чёрных котов часто держат дома жёны моряков и рыбаков, веря, что это обезопасит их мужей, находящихся в плавании. Тем не менее, по итогам американского исследования, чёрных котов и кошек реже других забирают из приютов для животных.

    Сплюнуть от сглаза

    С развитием цивилизации, а скорее с развитием гигиенических навыков, появлением возможности использовать воду без ограничений, вылизывание стало заменяться символическим сплёвыванием и другими обрядами. Люди уже могли в любое время умыть ребёнка, искупаться, сходить в баню, а это само по себе устраняет не только грязь, но и негативную информацию. Обычай использования собственной слюны трансформировался, и матерям, заметившим недобрый «глаз» или услышавшим от посторонних излишние похвалы в адрес своих детей, достаточно было просто плюнуть несколько раз, чтобы отвести лёгкий сглаз. За последние два-три тысячелетия этот один из самых распространенных в мире ритуалов практически не изменился. Его знают и применяют почти везде.

    “В Греции считается, что сплёвывание «выгоняет дьявола и неудачу». Поэтому, когда греки говорят о чем-то плохом или просто употребляют слова «смерть, несчастье, и т.д.», они трижды сплёвывают в сторону, добавляя « flou , flou , flou ». Похожие бытовые ритуалы имеются в современном Израиле. Писательница Анита Диамант указывает в книге «Имена» церемонии и обычаи, что страх перед сглазом привел к появлению у евреев множества способов борьбы с ним, которыми пользовались и продолжают пользоваться еврейские женщины.

    Заключение

    В Украине пятница 13 давно считается неудачным днем, и люди постоянно ждут в этот день какое-то несчастье. Может быть, этот день и отличается от других дней, может в этот день и наступит конец. Но я думаю, что нам надо меньше думать о том, что с нами может произойти, а думать о том, что Господь Бог, пастырь наш, и он нас оберегает. “Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся” (Иер. 10:2). И хотя здесь говорится о знамениях небесных, а не о черных кошках, и не о пятнице, не о сглазе, но Бог особенно подчеркивает суеверные обычаи язычников в противовес четкому учению Библии. Нет места в Библии, в котором бы говорилось, что надо бояться того, чего боятся и остерегаются суеверные люди. Библия не учит о том, чтобы мы опасались определенных животных, или их цвета, или о проклятых днях. Библия совершенно не учит о плевках и постукиванию по дереву, чтобы отвести от себя порчу. Дьявол придумал это чтобы иметь власть. Это его невидимые наручники, которыми он оковал людей, чтобы иметь контроль. Послушайте, что говорит Господь, и никогда и ничто это не изменит: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «Прибежище мое и защита моя, Бог мой, на которого я уповаю»! Он избавит тебя от сети ловца и от гибельной язвы. Перьями своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь в безопасности; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов ночных, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полночь. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя, а к тебе не приблизится. Только смотреть будешь глазами своими и увидишь возмездие грешникам. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое», Всевышнего ты избрал прибежищем своим. Не приключится тебе зло и язва не приблизится к жилищу твоему, ибо ангелам своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя и не преткнешься о камень ногою своею. На аспида и василиска наступиши, попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил меня, избавлю его, защищу его, потому что он познал имя мое. Воззовет ко мне и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его и явлю ему спасение мое» (Пс. 90).

    В.В.Чернявский

    Специально для газеты “Христанский мир”

    Суеверия и приметы — стоит ли верить?

    Мне с детства не нравились различные суеверия и народные приметы. И вот сегодня хотелось бы о них рассказать побольше.

    Что же такое суеверие и примета?

    Само слово « суеверие » — означает напрасная вера ; вера пустое и суетное, мгновенное; вера в сверхъестественное. Этот термин произошел от двух слов: «суе» -т.е. напрасно и «вера». Из этого и выходит — напрасная, или пустая вера.
    Примета нечто иное – случай или явление, происходящее перед каким-либо событием.

    Например, однажды случилось так, человеку это не понравилось. И каждый раз, когда ситуация была похожа или повторялась точь-в-точь человек сразу вспоминал то, что уже было. Так и появлялись различные суеверия. Самая известная всем примета, суеверие о черной кошке, которая перейдет дорогу и случится несчастье. Кошка никоем образом не может повлиять на счастье или несчастье.

    На самом деле существует огромное количество различных примет и суеверий, начиная от примет о кошках, насекомых, дороге, деньгах, различных вещах и прочем, заканчивая религией.

    Некоторые люди считают, что суеверие – это религия, которая основа на пустой вере. По моему мнению, суеверие нельзя назвать религией. Поскольку религия представляет собой основание, фундамент. У суеверия же основания нет. Они исходят из древнего мира, из мира язычества. В нашем мире это стало оружием дьявола против нас.

    Чем опасны суеверия

    Человек устроен так, что всегда нуждается в вере во что-то высшее, его душе нужна вера. Суеверие конечно помогает удовлетворить эту потребность, оно лишь создает иллюзию того, что компенсируется подлинная вера.

    Как уже говорилось выше, оружие дьявола – суеверия. Они калечит судьбы многих тысяч человек, а так же наносят тяжелейшие раны душе. Помимо этого, суеверия как цепь, утащит одного человека, этот человек еще одного и так по цепочке.

    Многие верующие, несмотря на то, что знают об опасности подобной практики, не останавливаются. Они не замечают, что служат не Богу, а силам зла и противоречат себе.

    Как не обращать внимания на суеверия?

    « Совершенная любовь изгоняет страх » (1Ин.4,18), нам нужно стремиться к совершенству в вере в Бога, учиться Ему доверять, и тогда все станет на свои места. Верующий человек знает, что он ни чего хорошего не достигнет без Бога. Суеверный человек может признать существование Всевышнего, ставит свое благополучие или неблагополучие в независимость от Бога, но от магических действий.

    Чтобы избежать веры в пустое, нужно всегда помнить о нашем Спасителе, о душе, вечности, и о том, что за все придется дать Ему ответ.

    К суевериям нужно так же, как и к язычеству – то есть отрицательно. Верим в суеверия – являемся язычниками. Но мы, христиане, должны помнить о силе Креста нашего господа – Хранителя Вселенной. Чтобы черная кошка не была на первом месте, а Бог на второстепенном. Мы понимаем, что христиан подобные страхи не пугают, так же как разбитые зеркала, просыпанная соль: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19).

    Кстати, примета о рассыпанной соли. В раннее время соль было трудно добыть, поэтому, когда в семье кто-либо просыпал соль, это заканчивалось ссорой. Но в наше время соль есть в каждом магазине, но примета сохраняется и по сей день. И все это от незнания нашего: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоан.8:32).

    Слова апостола Павла четко отображают, как нужно поступать в отношении суеверий: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал.5:1).

    Как же дело с астрологией?

    Людям, особенно верующим не нужно заниматься астрологией. Так же как и йогой, оккультизмом, в любом из направлений. Все это большой грех, поскольку, таким образом человек контактирует с силами зла, которые стремятся не помочь ему, но нанести еще больший вред. Такая практика человека затягивает все глубже и глубже, все впитывается в подсознание, и потом человек невольно уже соглашается с различными суевериями и прочим, не осознавая того, что он делает. Если человек во время не останавливается и не раскаивается в совершенном, то конец для него будет плачевным.

    Сглаз

    Помимо черных кошек, соли и прочего, распространено также суеверие о сглазе.
    Если у вас есть подозрение что вас, или вашего члена семьи, например, ребенка сглазили, то помните:
    Во-первых, забыть о всяком сглазе.

    Во-вторых, осознать, что реально происходящие беды, скорби, посещающие человека, зависят не от кошек и других примет, но от греховности, и они являются действиями благодати Божией, Который, через трудные ситуации ведет нас к покаянию.

    В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви с искренним желанием исцелиться от своих грехов. Воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие. Иметь желанием приобщиться к благодати Таинств церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.

    Выводы

    Прочитав немного различной литературы про суеверия и приметы, я заметила, что все авторы литературы этого жанра не имеют представления то, о чем говорят. Советуют совершенно странные действия, которые не поддаются разумному объяснению.

    Сейчас существует огромное количество различных сайтов, на которых вы найдете различные суеверия и приметы, как от них оградиться, что сделать и как «заколдовать». Но, заметим, практически ни на одном подобном сайте нет предупреждения, что такая практика опасна и что она несет за собой особые последствия.

    Какая бы ни были примета, какое бы ни было суеверие, оно противно Богу и противоречит Его закону, второй Заповеди, в которой говориться о почитании Бога Единого. Суеверие – богомерзко, поскольку оно свидетельствует о забвении Всевышнего, что Веру меняют на пустое, бессмысленное.

    Суеверия – грех недоверия Богу

    “Не верующие в Бога люди оказываются самыми легковерными”

    Совместимы ли вера в Бога и суеверие? Чем опасны народные суеверия?

    Как-то раз мой сын, вернувшись из школы, рассказал, что девочка из его класса попросила своих подруг ругать ее во время экзамена в музыкальной школе. «Ругайте меня очень сильно, тогда я наверняка получу «пятерку», – говорила она. Сын удивленно спросил: «Мама, неужели ругань может повлиять на оценку?»

    «Счастливая» ручка для контрольных работ, запрет возвращаться домой по дороге в школу, если забыл учебник, запрет садиться за парту справа. Вот с таких смешных, вроде бы, примет и начинается знакомство детей с суеверием, т. е. с верой в сверхъестественное влияние соблюдения примет на судьбу человека. С годами эти дети искренне поверят, что, выполнив ряд ритуалов из разряда «дунуть-плюнуть-потереть», они приобретут себе «страховой полис» от неудач.

    Говорит статистика

    Как показывает статистика, в России 63% населения верят в приметы. Особенно опасаются черных кошек, разбитого зеркала и числа 13. Боязнь несчастливого числа (тердекафобия) известна и американцам. Согласно опросу службы Gallup, 15% американцев боятся жить на 13-м этаже отеля. В результате доходит до абсурда: многие гостиницы США не имеют 13-х этажей: чтобы не отпугивать суеверных постояльцев, за 12-м этажом сразу следует 14-й.

    Что такое суеверие?

    Толковый словарь Даля дает такое определение слову «суеверие»: это «ошибочное, пустое, вздорное, ложное, верование во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знамения; вера в причину и следствие, где нет никакой причинной связи».

    Суеверие – это тоже вера, но только не во Всемогущего Бога, дающего жизнь каждому и управляющего судьбами, а в могущество невидимых сил, исходящих не от Бога.

    Человек создан Творцом с потребностью и способностью «верить» в любом возрасте. И если в сердце человека не живет вера в живого Бога и Его вечное Слово, то человек будет сознательно или неосознанно верить во что-то другое. Из-за отсутствия веры в Бога люди наполняются страхами и в надежде себя обезопасить обращаются к суевериям.

    Библия о суевериях

    О приверженности людей к суевериям и приметам много написано в Библии. Всякий раз, когда народ Божий отступал от веры в Бога, он начинал поклоняться идолам, искать знамений и поступать, как велят приметы. В Библии, в книге пророка Осии 4:12, написано: «Народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ». Здесь говорится о суеверии людей прошлого, которые часто принимали решения, опираясь на то, каким образом упадут брошенные деревянные палки.

    Библия говорит, что всякое суеверие, гадание и предсказание пришло от языческих народов, которые не знали Бога, а поклонялись идолам. В книге пророка Иезекииль 21:21 сказано: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гаданья: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень».

    Первый шаг
    к оккультизму

    До сих пор некоторые народы поклоняются силам природы. В африканских и индийских племенах обращение к сверхъестественным силам является не просто древней традицией, но нормой жизни.

    Некоторые используют амулеты и талисманы, чтобы привлечь удачу или отпугнуть злые силы от себя. Например, водители держат в своих автомобилях амулеты, которые якобы защищают от аварий.

    Также простое любопытство делает человека суеверным и зависимым от потусторонних сил. И это – первый шаг к оккультизму.

    Ни к кому, кроме Бога

    Бог через Библию предупреждает людей об опасности обращения к потусторонним силам за помощью, советом, исцелением или предсказаниями судьбы: «Не должен находиться у тебяпроводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего. Будь непорочен пред Господом, Богом твоим» (Втор. 18:10-13).

    Библия учит обращаться к Господу как к единственному источнику силы, исцеления и знания. Никто из людей не хотел бы лишиться Божьей защиты, благословения или быть отвергнутым Богом навсегда. Но, попав в зависимость от суеверий, человек сам себя удаляет от Господа,становится невосприимчивым к Божьим истинам и неспособным слушаться Бога.

    Иоанн Златоуст дал точное определение проблеме суеверия: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

    Как избежать суеверий?

    Единственное лекарство против суеверия – это доверие Богу. Верующий человек знает, что без воли Господа с ним ничего не случится. Суеверный же, даже если он считает себя верующим в Бога, свое благополучие или неблагополучие ставит не в зависимость от Господа и от соблюдения заповедей Божиих, а от каких-то совпадений, происшествий, неожиданностей или же попросту – от магических действий.

    Чтобы не подпадать под власть суеверий, нужно иметь живые отношения с Иисусом Христом, доверять Ему всем сердцем. И всегда помнить, что только любящий Господь способен уберечь от зла и дать настоящее счастье.

    Языческие корни суеверий

    Откуда появились примета:

    – Нельзя передавать вещи через порог

    Когда-то давно наши предки хоронили умерших у порога. С тех самых пор порог считают границей между миром живыхи мертвых. Эту границу якобы охраняют усопшие. Отсюда суеверие — нельзя передавать ничего через порог.

    – Нельзя рассыпать соль

    В древние времена соль была дорогим продуктом. Когда ее рассыпали, начинались ссоры, взаимные обвинения. Вроде бы безобидная примета, если не считать, что соли приписывают еще и магическое значение.

    – Нельзя есть с ножа

    Издавна нож считался орудием добычи пищи и предметом защиты. Его также использовали в языческих ритуалах. С ножа кормили диких животных. Отсюда и появилось суеверие: нельзя есть с ножа, иначе станешь злым человеком.

    – Дорогу перешла черная кошка — быть неудаче

    В Средневековье, в эпоху эпидемий, когда заболевания переносились крысами, кошки также считались носителями инфекций. Поэтому их панически боялись. В ночное время черные кошки были практически незаметны. Они вызывали страх. Кошек, как и ведьм, сжигали на кострах.

    – Постучать по дереву

    Это популярное во многих странах суеверие берет начало от древних персов, которые поклонялись идолам. Они стучали по дереву, обозначая свое желание встать под защиту языческого бога Атара.

    Можно ли совмещать веру и суеверие? Мы веруем в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а не в черного кота, не в сон после обеда и не в разбившуюся чашку. Истинную веру в Бога невозможно соединить с суеверием, потому что одно отрицает другое в принципе. Либо человек на всех путях своей жизни надеется на помощь Божию и к ней прибегает в молитве, либо он надеется на силу различных магических обрядов.

    Митрополит Кирилл

    Библия говорит:

    “А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает”(Евр.11:6).

    “. ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх.34:14).

    “Господь – хранитель твой; Господь – сень твоя с правой руки твоей. Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью. Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]” (Пс.120:5-7).

    Верить ли в приметы?

    На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

    На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

    Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
    Ирина.

    Ирина, приветствую тебя. Суеверия — это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.
    Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого — дьяволу — совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других — зависть, для кого — то — ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае — суеверия.
    Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие — то добрые поступки. Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто — то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много — много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.
    Так почему все — таки приметы сбываются? Потому что наш враг — завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), — говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.
    Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие — суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.
    Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

    Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой — то не душевной, а духовной отдачи от него. Как — то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком — это один из 3 — х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение. Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь — бросить его и не встречаться ни с кем? — ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем — то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет.

    Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов — ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:
    Самое первое, что тебе нужно сделать, — это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.
    Второе — нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба — это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.
    А если уже совершен какой — то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище — целомудрие. (Слово “целомудрие” — церковно — славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” — крепкий, здоровый — и от глагола “мудрствовать” — рассуждать, размышлять).
    Ответственность — один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.
    О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом — победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?
    — Что ты, батюшка, грех — то какой! — был ответ.
    Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

    Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

    Читайте также:  Отдавать из дома приметы
  • Добавить комментарий