Почему верят в суеверия

О черном коте, или Почему нельзя верить в суеверия?

Соль рассыпать нельзя, передавать через порог категорически запрещено, свистеть в помещении нельзя — суеверия заняли важное место в жизни человека. Но как к этому относится Православная Церковь? Почему столько внимания уделяет критике этих явлений?

Есть множество просто замечательных своей тупостью суеверий. Среди них особо нравятся следующие:

  1. не садись на край угла, а то замуж не выйдешь;
  2. если черный кот перебежит дорогу, то не повезет;
  3. сколько раз кукушка скажет «ку-ку», столько и проживешь;
  4. отправь это письмо 10-ти друзьям, и к тебе непременно придет счастье. А если нет — случится беда;
  5. как Новый год встретишь, так его и проведешь.

Все это кажется абсурдно смешным, но только до тех пор, пока не встретишь человека, который во все это верит.

Почти на каждом дне рождения обязательно найдется девушка, которая будет просить посадить ее только не на углу. Понимаете, именно этот зловещий угол, а не, например, противнейший характер, гордость или лень помешают ей обрести семейное счастье.

Есть и те, кто шарахается от черного кота и бежит в другую сторону, словно животное виновато в том, что оно от рождения такого цвета.

А вся наша жизнь, оказывается, в голосе кукушки: сколько она захочет, столько человеку и определит. Зачем верить в Бога, менять свою жизнь, когда все зависит от пернатого созданья, а не от Творца? Понятно, что истинная вера и суеверия предлагают совершенно разные взгляды на события и вещи.

Кто же не хочет счастья? Оказывается, чтобы его привлечь, надо просто заспамить всех друзей по почте или закинуть в соцсети текст, который обязательно нужно передать другим. Если исполнишь — будет тебе счастье, пятерки на сессии, везенье в личной жизни или еще что-то. Если нет — удача обидится на тебя и больше не придет.

Для студентов успешная сдача экзамена зависит не от того, добросовестно ли он учился, а от положенных под подушку книг или размахиваний зачеткой в окно под крики: «Шара, приди!». «Уже иду!» — разве что бес может отозваться на призыв.

Чтобы хорошо провести год, оказывается, и вовсе не надо трудиться. Стоит только хорошо его встретить. Если хочешь 365 дней гулять — гуляй, хочешь петь — пой, рисовать — рисуй.

А потом, если ты скажешь человеку, что все это суеверия, события в нашей жизни не зависят от черных котов, рассыпавшейся соли или подковы над входной дверью, то в ответ получишь: «Но ведь это действительно правда!».

Христианская вера и суеверия несовместимы

Человек так устроен, что ему надо во что-то верить. Если он не приходит к Богу, не познает смысл Евангелия, то ограничивается предрассудками. Истинное христианство требует от человека постоянных волевых усилий, мыслительной деятельности и подкрепления своей веры конкретными хорошими поступками, сознательным участием в жизни Церкви.

Суеверия же помогают удовлетворить человеческую потребность верить. Они не требуют никаких изменений, верь и все. Хоть и полнейший бред, но все равно верь. Плюй через левое плечо, постукивай по дереву — и ты уже защищен. Не надо годами ждать эффекта. Что тогда получается? Если ты доверяешь жизнь не Богу, а суевериям, то фактически даешь зеленую карту для бесовского воздействия.

Ведь это именно лукавые духи внушают нам разные мысли. Если ты один раз ведешься на черного кота, то во второй раз бесы сделают все, чтобы вновь с ним столкнуть. А когда и в самом деле случится что-то совсем нехорошее, то вам пошлют конкретную мысль: во всем виноват черный кот.

Поэтому человеку просто нет смысла надеяться на Волю Божью, пытаться что-то поменять в собственной жизни. Его жизнь теперь зависит от количества «ку-ку», а семейное благополучие — от замочка на Мосту влюбленных.

Человек, сам того не осознавая, становится, например, идолопоклонником (свято верить в то, что подкова будет охранять его дом и приносить удачу).

Вот и получается, что мы полагаемся не на Бога, а на события или вещи, привязываемся к внешним действиям и явлениям. Конечно же, это выгодно лукавому. Наконец-то он нашел действенный метод нас контролировать.

Новым уровнем суеверности могут быть заговоры, гороскопы, нумерология. Чтобы человек не раскусил хитрость бесов, ему предлагают какие-то объяснения, привязанность к далекому, тайному, сокрытому от глаз непосвященных. Это уже переход от безобидных суеверий к магии и оккультизму. Они помогают делать человека еще более слабым, уязвимым, зависимым не от собственной воли, а от действий других.

Но не менее опасно проникновение суеверий в жизнь православных. Люди начинают искать подтексты в том, что трещат свечи или тухнут во время венчания, бояться брать благословение «через порог». Получается, что вместо молитвы и таинств они зацикливаются на внешних проявлениях. Это закладывает в людях псевдоверу.

Поэтому суеверия — это инструмент в руках слабых людей. Они не хотят мириться с тем, что Бог дал им возможность самостоятельно выбирать и отвечать за все мысли, слова, поступки. Лучше просто сбросить с себя ответственность и свалить ее на кукушку, черного кота, опоздавшую «шару».

Если же человек верит в Бога и полностью доверяет Ему, то просто нет смысла привязываться к каким-то знакам, определенным числам, дням недели, думать, что что-то хорошо, а что-то плохо. Все, созданное Богом, уже априори есть хорошо. Испортить все могут только наши грехи, к которым относятся предрассудки, вера в дни, числа, гороскопы.

Почему так много людей верят в приметы?

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.

«Приехали в церковь крестить младенца в назначенное нам время, а там идет полным ходом отпевание покойника. Нас попросили погулять часок, пока унесут покойника и помоют пол. Руководствуясь тем, что нельзя переносить крестины, все-таки решились покрестить в этот день. Правильно ли мы поступили? И не навредит ли это ребенку?»

«Когда-то давно моя бабушка и мама принесли с кладбища старые лампадки, какое-то время они стояли у нас дома, потом их выкинули. Слышала, что с кладбища ничего приносить домой нельзя. Могут ли эти вещи нести какой-то негатив?»

«Моя мама смертельно больна. Недавно она купила в церкви серебряный крестик с цепочкой, но потом стала носить крестик на шнурке, а цепочку отдала мне. Я слышала, что чужой крестик нельзя надевать… Тем более умирающего человека. А цепочку, на которой висел крестик?»

«Можно фотографии умерших ставить рядом с фотографиями живых?»

«У меня умер родной брат. Жил вместе с родителями в частном доме, без воды. Могу ли я провести им воду, или нужно ждать год после смерти?»

Подобные вопросы ежедневно приходят на почту «Фомы». Общее в них — суеверные представления и чувство страха и бессилия перед судьбой.

Мы попросили ответить психолога Александра Ткаченко, что на самом деле стоит за суевериями и в чем причина того, что даже многие христиане верят в приметы.

Разговор о суевериях проще всего было бы начать с того, что есть вера истинная и есть вера суетная — напрасная и ни на чем не основанная. Далее можно было бы объяснить читателю, в чем заключается вера православных христиан и чем она отличается от суеверия. И закончить рассказ победным выводом о том, что люди верующие поклоняются истинному Богу, а люди суеверные — нелепым выдумкам и пустым приметам. Но, к сожалению, эта простая и понятная концепция вдребезги разбивается об один невеселый факт: среди верующих людей также бытует множество самых разнообразных суеверий, примет и обычаев, ничего общего не имеющих с христианством. Увы, суеверия — отнюдь не редкость и среди христиан.

Откуда же появляется в людях эта суетная вера? Что заставляет человека бояться каких-то нелепых совпадений и надеяться на них же, вопреки доводам здравого смысла?

Пристально разглядываемая бездна, по словам Фридриха Ницше, имеет обыкновение столь же бдительно присматриваться к ее легкомысленному созерцателю. Наш разум не терпит бессмыслицы и пустоты. Из хаотичного переплетения ночных теней на стене комнаты он с легкостью выделяет фигуры клыкастых чудовищ, а в абстракт­ном наборе цветовых пятен на обоях появляется зловещий профиль Мефистофеля. Наше воображение проецирует на окружающий мир наши же потаенные страхи, словно луч киноаппарата, рисующий на белом экране леденящие кровь картины мистического триллера. Там, где человек напряженно вглядывается в пустоту, она вдруг начинает приобретать вполне конкретные формы его тревожных ожиданий. И тогда перебежавший дорогу симпатичный черный котик становится объяснением всех последующих неудач этого дня, а случайно рассыпанная за завтраком соль — грозным предвестником семейной ссоры.

Жить в столь непредсказуемом и опасном мире неуютно и даже страшно. Чем же можно обезопасить себя от таких выдуманных опасностей? Ну конечно, такими же выдуманными средствами защиты! И вот уже на запястье появляется красная шерстяная ниточка, к двери прибивается заветная подкова, ну а с черной кошкой на улице и вовсе никаких проблем: достаточно лишь пропустить перед собой какого-нибудь незадачливого бедолагу и можно следовать далее со спокойной уверенностью, что все чернокошечные напасти сегодня обрушатся уже не на вашу, а на его голову. Приблизительно так работает психологический механизм формирования суеверий у неверующих людей.

Будучи разумным, человек прекрасно понимает, что в этом мире он не самое могущественное существо, постоянно подвергающееся множеству различных опасностей. И пытается защититься от них такими вот наивными мероприятиями, поскольку ничего другого ему просто не остается, ведь других защитников у него в этом мире бездушной материи просто нет. Ну разве что, по ироничному совету Иосифа Бродского, вообще не выходить из комнаты, сведя жизнь к унылому физиологическому минимуму:

…Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

В мире, где для человека нет Бога, приметы становятся вешками, обозначающими безопасный маршрут среди бурлящего потока событий.

Но почему же тогда суевериям подвержены бывают и христиане? Ведь для них мир отнюдь не метафизическая пустыня.

Бог христиан создал этот мир и ни на мгновение не оставлял его без Своего внимания и попечения. Люди, уверовавшие во Христа, получили от Него прямое уверение в том, что они бесконечно дороги Богу: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:29–31).

Понятно, что суеверия эти идут вразрез с христианской верой и что подвержены им в Церкви далеко не все. Однако явление это не такое уж и редкое. И чтобы разобраться в его причинах, нужно сделать краткий экскурс в самый ранний период жизни человека.

Психологическая основа для будущих суеверий формируется именно в младенчестве.

Новорожденный ребенок — очень слабое и абсолютно беспомощное существо. Без заботы взрослых он очень быстро погибнет, не имея малейшей возможности самостоятельно найти себе пищу и воду или укрыться от холода. Все жизненно важные потребности младенца удовлетворяет мама, с которой он провел в теснейшем единении первый этап своей жизни. Будучи с ней девять месяцев одной плотью, чувствуя ее настроение, слыша биение ее сердца, ее голос, младенец и после родов не воспринимает маму как нечто внешнее по отношению к себе. И в то же время он еще не знает, что вокруг него есть огромный мир. Для него весь этот мир воспринимается лишь как ласковые мамины руки, запах вкусного молока из маминой груди, колыбельные песни, которые мама поет над его кроваткой.

Читайте также:  Фикус бенджамина приметы и суеверия для дома

Таким образом, на самых первых этапах жизни у ребенка существует двойственное восприятие мамы. С одной стороны, она еще не воспринимается младенцем как отдельное от него существо. С другой — представляется маленькому человеку всей полнотой окружающего мира. И этот мир-мама оказывается способным реагировать на его желания и нужды. Если ребенку стало холодно и неуютно в мокрых пеленках, мир вымоет его в теплой водичке, перепеленает, поцелует и довольного положит обратно в кроватку. Если он проголодается, мир даст ему молока или каши. Если у него заболит животик, мир бережно прижмет его к себе, пожалеет, сделает массаж. Ведь этот мир в представлении младенца — продолжение его самого. Поэтому любое его желание тут же становится известно миру, и мир заботится о его исполнении.

Потом ребенок растет, познает окружающую его реальность, приобретает новые знания и навыки. На смену первоначальному чувству полного слияния с мамой-миром приходит понимание того, что мама — это другой человек, а мир огромен и наполнен множеством интересных вещей и событий. Но, как отголосок самого раннего опыта, у ребенка остается представление о мире как о своем продолжении, способном слышать и исполнять желания. Эти младенческие чувства частично находят свое выражение в любви детей к сказкам про заклинания, волшебную палочку или цветик-семицветик, способные вернуть миру былую послушность и отзывчивость.
Отсюда же и детский эгоцентризм, болезненное стремление видеть себя центром и причиной всего происходящего вокруг.

Родители поссорились, папа наорал на маму, мама расплакалась и ушла к себе в комнату.

И тогда, чтобы искупить свою «вину», он начинает с удвоенной энергией делать уроки или драить тарелки на кухне, надеясь таким образом помирить рассорившихся родителей.

Схема «я совершаю какое-то действие, и мир вокруг меня на это реагирует» воспроизводит ранний детский опыт, когда младенцу достаточно было заплакать, чтобы получить еду, тепло и материнскую ласку.

Со временем понимание причинно-следственных связей у человека становится осознанным, и вера в мир как в продолжение себя потихоньку растворяется в новом, уже взрос­лом опыте жизни.

Но если эмоциональное взросление человека было нарушено (например, психологичес­кой травмой), эта детская форма отношения к миру сохраняется в нем на долгие годы и даже десятилетия.

Человек заканчивает школу, женится или выходит замуж, растит детей, работает. Но в глубине души продолжает верить, что способен влиять на мир через какие-то ритуальные действия, подобные детскому мытью посуды или сделанным урокам, которые необъяснимым образом должны помирить папу с мамой.

С такими остатками младенческого восприятия мира у взрослых людей часто имеют дело психологи. Один клиент во время приема рассказывал, что всю жизнь специально заставлял себя усиленно тревожиться каждый раз, когда поднимался на борт самолета, потому что эта тревожность служила своеобразной «страховкой». Когда психолог спросил его, что именно он имеет в виду, тот ответил: «Ну, если я не буду тревожиться, я начну искушать судьбу, и тогда самолет может разбиться!» На уровне чувств он был уверен в том, что его тревожность каким-то образом удерживает самолет в воздухе и позволяет предотвратить катастрофу. Это был совсем не глупый человек с высшим техническим образованием. И умом он прекрасно понимал, что никакой разумно объяснимой связи между его искусственно вызванной тревогой и безопасностью полета нет и быть не может. Но в его субъективном опыте этот принцип работал безотказно: ведь ни один из самолетов, где он так старательно тревожился, ни разу не упал.

Другой случай. Женщина впадает в сильную тревогу, если у нее на глазах случайно наступят на ногу другому человеку. А уж если она сама это сделает, то непременно требует, чтобы в ответ наступили на ногу ей. Когда такого «обмена» не происходит, она может впасть в затяжную депрессию. В процессе терапии выяснилось, что когда-то в детстве подружка, которой она наступила на ногу, сказала: «Дай теперь я тебе наступлю, а то у тебя мама умрет». Девочка отказалась. А когда пришла домой из школы, узнала, что умерла ее бабушка. С тех пор она живет с чувством вины за свой «проступок» и пытается его «искупить», тщательно соблюдая нелепый детский ритуал, который много лет назад случайно совпал со смертью ее родственницы.

Суеверия церковных людей также часто не являются их сознательными убеждениями, это всего лишь отголоски детского чувства, что именно ты являешься смысловым центром Вселенной и все вокруг зависит от правильности или неправильности совершаемых тобою действий.

Отсюда — тревога за свечку, которую ты передал не той рукой или не через то плечо. Отсюда — страх перед вещами умерших людей, боязнь найденных нательных крестиков, занавешивание зеркал после смерти близкого и еще великое множество самых разнообразных тревог. Такие люди пытаются преодолеть свой детский страх через ритуальные действия, позволяющие им снизить уровень тревожности. Например, передавать свечку только через правое плечо и ни в коем случае не через левое.

Как ни странно, убежденность в силе подобных ритуалов вполне органично может совмещаться у них с искренней и горячей верой во всемогущего Бога Вседержителя, в Евангелие, в церковные таинства.

И любые упреки в стиле «да ты ж христианин, как ты можешь верить в такую чушь» вряд ли что-либо изменят. Здесь требуется долгий и доверительный разговор со священником, возможно, не один, или серьезная работа с психологом.

Травмы развития не лечатся обесцениванием чужих чувств, насмешками и укорами. Исцелить их можно лишь любовью и бережным отношением к чужой боли.

Детскую природу суеверий более чем полтора тысячелетия назад блестяще описал в одной из своих проповедей Иоанн Златоуст. Правда, говорит он здесь главным образом не о христианах, а об эллинах (так в Византии называли язычников, веривших в римских и греческих богов). Но мысль о том, что суеверие — плод незрелого, детского восприятия мира, в этом тексте настолько очевидна, что не нуждается в какой-то специальной расшифровке или комментарии:

«Подобно тому, как дети, находясь на руках у своих кормилиц, неразумно протягивают руки к огню и смело порываются к зажженному светильнику, а между тем боятся человека в одежде из козьей шерсти, так и эти эллины — настоящие младенцы, как и сказал о них некто: “эллины — всегда дети”.

Того, что не составляет греха, они боятся, как-то: телесной неопрятности, похорон, катафалков, тяжелых дней и тому подобного. А того, что составляет настоящий грех, как-то: сладострастной любви к отрокам, прелюбодеяния, блуда, — они и не думают считать за грех.

Ты можешь видеть, как (язычник) обмывается после мертвеца, но от мертвых дел он не омывается никогда. Он много прилагает старания о приобретении денег и в то же время думает, что одно пение петуха может разрешить всякое (недоумение).

Так они помрачены разумом. Душа их преисполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому: непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднес наперед левую: быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой: и это предвещает несчастья. Это — домашние неудачи. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул: быть слезам… Закричит ли осел, или петух, чихнет ли кто, и вообще, что бы ни случилось, все их тревожит, так что они, — как я сказал, — точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всем подозревают (худое) и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников.

Но не будем мы такими; напротив, осмеявши все такие (суеверия), — как живущие в свете, как небесные граждане, не имеющие ничего общего с землей, — будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеемся над этим, равно как и над первым виновником этого — дьяволом».

Такова оценка святителя Иоанна Златоуста, вынесенная им языческим суевериям: «эллины — всегда дети».

Однако уже в те далекие времена и среди христиан тоже находились люди с таким синдромом затянувшегося психологического детства. И о них Златоуст здесь тоже говорит, но — отнюдь не в уничижительном тоне, а словами, исполненными бережной любви и сочувствия. Наверное, эти его слова и по сей день остаются лучшей рекомендацией для всех христиан, возмущенных или введенных в недоумение суеверными поступками своих единоверцев:

«…Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленен, разорвем его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры. Возблагодарим Бога за все и будем умолять Его, чтобы нам не оказаться недостойными врученного нам дара; с тем вместе, позаботимся и о том, что от нас зависит, именно, чтобы нам поучать других не только словами, но и делами».

Почему люди верят в приметы

Приметы, как своего рода предсказания недалекого, а иногда и далекого будущего, ведут историю своего существования с древности, когда еще и в помине не было научных объяснений разного рода связям между явлениями.

Но даже несмотря на то, что сегодня наука разрушила множество мифов и объяснила многие вещи, в приметы продолжают свято верить современные люди, многие и вовсе ориентируются на них, а иные выдумывают свои собственные. В чем секрет такой «живучести» примет? Попробуем разобраться.

Сложно сказать, когда точно появились первые приметы, ясно одно — именно так в древности люди передавали «из уст в уста» свои наблюдения за многими явлениями и событиями, усмотрев между многими из них причинно-следственные связи.

Также это была своеобразная передача новой информации в неграмотном обществе, наполненном суевериями и не имеющего возможности в те далекие времена объяснить многие события.

Как возникли приметы

Для начала попробуем разобраться, как могли возникнуть первые приметы, связанные, скажем, с погодой и временами года.

К примеру, волхвы (у которых был в те времена огромный авторитет и которые считались самыми умными) долгое время могли наблюдать за тем, как меняется природа с приходом того или иного времени года.

  • Они анализировали эти изменения и «выдавали» народу свои выводы через мудрые советы: «Пришел марток — надевай семь порток», тем самым донося необразованным людям информацию о том, что в марте необходимо теплее одеваться из-за частых похолоданий.

В любом обществе всегда находились прозорливые люди, которые по прошествии определенных периодов времени могли заметить, сопоставить и найти некую причинно-следственную связь между одним явлением и другим.

При повторении этих явлений, то есть если появлялась некая закономерность данной связи, человек мог сделать вывод, что так происходит всегда.

Справедливости ради, стоит признать, что многие из примет, касающихся погоды, времен года, поведения животных и некоторых других, действительно имеют под собой «предсказательную» силу. Даже современные ученые соглашаются с некоторыми из них, восхищаясь наблюдательности наших предков.

К примеру, примета о красном диске заходящего солнца говорит о том, что последующий день будет теплым. Это наблюдение является более-менее точным, имеющим научное обоснование и чаще всего так и происходит.

Читайте также:  Народные приметы про детей

Однако, большинство примет возникло на базе суеверий и мистического мировоззрения людей того времени (бытовые, свадебные, дорожные приметы). Часто они появлялись по «вине» причинно-следственной связи, которая порой не имела под собой никаких объективных основ, а строилась на базе случайных совпадений. Именно такого рода приметы пришлись по вкусу и современному обществу.

Современный человек суеверен точно также как были суеверны наши предки, потому что во многом мы мыслим также. Отличие лишь в том, что некоторые приметы в наше время просто не имеют смысла — погоду сегодня предсказывает Гидрометцентр, о смене времен года и их предвестниках сегодня знает каждый первоклассник, урожаем заведуют обученные работники и руководствуются при этом конкретными знаниями, а не наблюдениями.

В этом месте наших рассуждений мы обязаны обратить внимание на очень важный нюанс, без которого невозможно объяснить природу веры в приметы — на психологический фактор.

Психология человека такова, что любая неудача (и даже удача) «записывается» на счет некоего объекта, который, как считается, эту самую неудачу и приносит. Самые известные «вестницы неудачи» — это черная кошка и женщина с пустым ведром.

Причинно-следственная связь «плохой приметы» приблизительно такая: вы идете на экзамен, вам перебегает дорогу черный кот и вы не сдаете экзамен. Вместо того, чтобы признать виновным себя за недоученные билеты, вы обвиняете бедного кота во всех неудачах.

«Плохие приметы» дают возможность снять с себя определенную ответственность за неудачу и поэтому люди так неохотно прощаются с этими предрассудками.

Если с определенным количеством людей случилась похожая ситуация (с не выученными билетами ходит на экзамен как минимум треть студентов и скорее всего уж парочке из них точно посчастливится встретиться на дороге с черным котом), то это уже становится «студенческой» приметой.

Для того чтобы с человеком случилось что-то плохое (или, наоборот, хорошее), ему достаточно просто верить в примету. Происходит «самопрограммирование» себя на удачу или несчастье.

Рассыпав соль, подсознательно человек готовится к ссоре и невольно ее провоцирует сам, посмотревшись в разбитое зеркало, он готов к несчастью и именно в этот день он может упасть и сломать руку. Иными словами, он сам себя подталкивает на то, чтобы «утрамбованное» в голове предсказание очередной раз «сбылось».

Единожды приписав причинно-следственную связь двум порой совершенно отдаленным между собой событиям, сознание человека не скоро отпустит от себя «петлю» своей веры. В основе этого тоже лежат психологические факторы.

Имея «оберег» или талисман или выполнив «ритуал», нацеленный на удачу или успех, человек будет спокойнее себя чувствовать, к примеру, на собеседовании или в дальней поездке.

Казалось бы, что в этом нет ничего плохого. Однако человек уже не может освободиться от своей веры — она диктует ему как вести себя в той или иной ситуации, иначе у него возникает страх перед будущим.

Подобная «зацикленность» характерна почти для всех неуверенных в себе и всего боящихся людей. Они начинают во всем видеть «плохие приметы» и искать «хорошие».

Это объясняет и тот факт, отчего большинство примет негативно ориентированы:

  • «не мети со стола рукой — не будет достатка»,
  • «не ешь сардину с головы — накличешь беду»,
  • «не пой перед завтраком иначе будешь плакать перед сном» и так далее.

Во всем этом звучит неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах, страх перед будущим. Не надеясь на себя людям ничего не остается делать, как носить булавки, веря, что таким образом они защищаются от сглаза, вешать подковы над дверями и обязательно вставать с правой ноги.

Приметы должны оставаться как традиции, дать памяти нашим предкам и их наблюдательности. Ни в коем случае нельзя руководствоваться только ими и тем более впускать глубоко в свое подсознание.

Почему люди суеверны и верят в приметы

Традиционно так повелось, что каждый народ наравне с традициями имеет свои приметы и суеверия. Суеверие означает тщетное, ложное заблуждение, представляющее собой веру, которая основана на понимании сил, не аргументированных в религии и непостижимых законами природы. Суеверия – это некоторый набор ложных знаний о том, как требуется поступать в различных ситуациях для избегания определённых проблем. Примета представляет собой устойчивую связь двух явлений объективной реальности, одно воспринимается как знак, второе как его объяснение зачастую в виде прогноза на будущее.

Почему люди верят в приметы? Источником суеверных заблуждений выступают ненамеренные совпадения. Случайные совпадения по времени и месту двух разных, протекающих событий позволили в прошлом дать начало многим суевериям. Это является, по сей день, одной из причин их актуальности. Люди суеверны потому, что психология человека так устроена, что к причинам успехов они относят свое трудолюбие, а к неудачам – внешние негативные обстоятельства. Это позволяет легче оправдаться перед самим собой и другими людьми, что что-то пошло не так, например, когда дорогу перешёл чёрный кот или по забывчивости пришлось вернуться домой за важным документом. То же самое можно отнести и к гаданиям, когда человек свято верит, что его неудачи – это результат, наведенной порчи, снять которую можно специальным магическим обрядом.

В наше время суеверия настолько крепко вошли в ежедневную жизнь, что распространяясь из поколения в поколение, сделало заложниками этих вековых предрассудков многих людей. Если сбылась плохая примета, человек обязательно это запомнит и будет об этом рассказывать знакомым, сослуживцам и родственникам, которые тоже начнут со временем в подобное верить. Особенно суеверному влиянию подвержена неокрепшая психика детей и подростков, людей, не верящих в себя и свой успех. Они рассуждают так: «если от меня сегодня отвернулась удача, то это потому, что дорогу перебежала черная кошка, утром встал не с той ноги, приснился плохой сон, споткнулся, вернулся домой по забывчивости за важным документом».

Если примета не сбывается, то об этом моменте забывают и никому не говорят. Это значит, что ложное представление о приметах и суевериях люди поддерживают сами, укрепляя в них веру, и придавая большое значение совпадениям, которые привели к неудачам.

В современном мире достаточно легко встретить человека, верящего в разные приметы.

– нельзя давать в руки деньги вечером, а также давать взаймы после заката, выносить мусор вечером, иначе денег в доме не будет, по этой же причине не рекомендуется и свистеть;

– перед длительным путешествием, необходимо присесть, чтобы дорога была легкой и удачной;

– птица бьется в оконце к несчастью;

– до рождения младенца существует негласный запрет на покупку игрушек, детской одежды, посуды;

– нельзя убираться в доме, если гости уехали и еще пребывают в длительном пути;

– дорога будет удачной, если накануне вымыть лестницу, а также дом;

– здороваться и прощаться через порог – к ссоре;

– нельзя показывать ребенка до шести недель – могут сглазить;

– чтобы завелись деньги, следует ставить веник метлой вверх;

– нельзя подбирать на перекрестках мелочь – она может быть заговоренной;

– требуется максимально долго скрывать беременность, чтобы не было сглаза;

– кто в мае женится – весь век мается;

– аист вьет на крыше гнездо к благополучию;

– разбить зеркало, надеть наизнанку одежду к несчастью или неприятностям;

– если выйдя из дома, пришлось вернуться, то следует взглянуть в зеркало или присесть на 15 сек. на стул, чтобы путь был удачливым;

– сохранять в доме битую посуду к беде;

– как встретишь новый год, таким он и будет;

– чтобы день притянул удачу, утром требуется вставать с правой ноги;

– на левую ногу спотыкнуться – к неприятности;

– переезжая в новое жилище, следует прихватить с собой старый веник, тем самым позвав с собой домового, иначе счастья не видать;

– в ночь перед экзаменом под подушку положить конспект лекций или учебник по предмету и тогда в сонном состоянии учебный материал непринужденно через подушку проникнет в головной мозг.

Наверняка каждый хоть раз в жизни шёл на поводу подобного суеверия. Почему люди так суеверны? Это происходит, потому что нет уверенности в будущем. Людям не хватает чувства равновесия и защищенности. Это проистекает на фоне нереализованных желаний и целей. В приметах люди нередко ищут веру и надежду, а также наделяют их некоторой определенностью в грядущих событиях.

Суеверные люди зачастую стучат еще по деревянной поверхности. В основном это делают очень впечатлительные, эмоциональные личности, обладающие богатой фантазией. Они убеждены, что такими действиями помогают себе избежать негативных событий в жизни.

Стоит ли верить в приметы? Суеверие – это дело сугубо добровольное и каждый сам для себя вправе решать, во что ему верить и что делать. Ведь страх потерпеть неудачу у людей настолько силен, что вера в приметы позволяет объяснить им то, что с ними произошло и перекинуть всю ответственность, например, на кошку или другого человека, который перешел дорогу с пустым ведром.

Зачастую люди себя ведут очень объективно и рационально, но как только наступает важное событие в их жизни, собеседование или экзамен, то они почему-то становятся суеверными. Такая собственная вера свидетельствует о неуверенности личности в своих действиях или нерешительности из-за своего поведения. Это относится и к вере в гороскопы. Нередко люди, прослушав зодиакальные напутствия, кардинальным образом меняют свое решение. Помимо этого, требуется понимать, что личность в стрессовой ситуации легко верит во многое и даже рациональный человек при некоторых обстоятельствах способен обратиться за помощью к магу или гадалке. Повсеместно это отмечается еще и потому, что люди массово подвергаются каждодневным стрессам, и каждый индивид в тяжелой ситуации нуждается в поддержке или вере.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Приметы. Почему мы в них верим?

— Известно, баба на корабле — к большой беде.
— Не возьмем ее — будет хуже.

Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет… Свистеть в доме — к безденежью. А если зеркало разбилось, то быть беде. Хотя приметы и противоречат науке, мы продолжаем им следовать. Нет-нет, да и сплюнем через левое плечо, постучим по дереву или схватимся за пуговицу на глазах у испуганного ни в чем неповинного животного. Так почему мы продолжаем слепо верить предрассудкам? На это есть несколько психологических причин.

Любовь к ритуалам

Человеку всегда проще выполнить отточенный годами ритуал, нежели взять на себя ответственность за происходящее. Тебе предстоит важная встреча? Разумеется, ты наденешь свой «счастливый» бюстгальтер (галстук, амулет и т.д.) — он никогда тебя не подводил, да? Немытая голова перед экзаменом намного проще, чем зубрежка. К каждому значимому событию мы стараемся придумать свой ритуал, который непременно приведет к успеху. Такие приметы в некотором смысле повышают уверенность в себе.

А если настигла неудача — всегда можно свалить на то, что «ритуал не сработал». Но ты не виноват. Конечно же, нет.

Средство от тревоги

Психологи утверждают: чем больше мы волнуемся, тем хуже результат нашей деятельности. Когда на кону важное дело (экзамен, собеседование), это может привести к катастрофе. Don’t worry, be happy! Приметы в этом случае являются отличным средством от чрезмерного беспокойства.

Как это работает? Ты встретил женщину с полными ведрами — поверил в свою удачу, успокоился и настроился на позитив. А кто-то просто расставляет предметы в особом порядке или наступает на люки по дороге… Сделав это определенное количество раз и правильным образом, человек пытается обуздать тревогу и обрести чувство комфорта. И пусть это никак не обосновано научно. Главное, что работает!

Читайте также:  Приметы про месячные по дням

Желание приоткрыть завесу будущего

А что будет дальше? Этот вопрос задавал себе каждый. Человек склонен искать подсказки, чтобы предсказать возможное развитие событий в любви, сфере здоровья, финансов или путешествий. И к гадалке не ходи — приметы здесь играют самую что ни на есть психотерапевтическую роль! Они успокаивают, лечат боль неразделенных чувств и придают уверенности. А главное, спасают от страхов перед неизвестным будущим.

Желание все контролировать

Все в жизни контролировать невозможно. Но почему бы не воспользоваться удобным для этого случаем? Когда стресс идет за тобой попятам, так приятно полагаться на приметы и суеверия, которые делают жизнь чуточку счастливее и проще.

Финансы утекают как вода сквозь пальцы? Достаточно увидеть паука на стене — это точно к деньгам. Вот так просто в твоей голове зародилась мысль о финансовом благополучии. А мысли, как говорится, материализуются. Так что все под контролем!

Защита от неудач

Неприятности? С каждым бывает. Но реагировать на них можно по-разному: найти причину случившегося или списать все на черную кошку.

Забыл вещь и вернулся домой? Будь добр посмотреться в зеркало, и тогда ничего плохого не случится. Если проанализировать ситуацию и взглянуть на нее трезво: ты просто устал, поэтому и забыл. Но исполнение ритуала с зеркалом возвращает ощущение спокойствия. И никакого анализа не нужно!

Психология суеверий: почему и зачем люди верят приметам. Их влияние на психику

Почему многие люди верят в приметы и суеверия? Думаю, сложно найти хотя бы одного человека, у которого не мелькали бы в голове время от времени всем известное «утро вечера мудренее» или «тише едешь – дальше будешь», «сплюнь и постучи». Гадания, гороскопы, предсказания – все это суеверия. Зачем нам приметы и суеверия, и откуда они пришли? Давайте разберемся.

История возникновения суеверий и примет

Все приметы и суеверия направлены на нахождение логической связи между, казалось бы, несовместимыми и нелогичными вещами. И корнями это уходит в далекие времена неразвитой науки. Это сегодня людям многое известно о мире, его закономерностях, обществе и человеческих особенностях, взаимодействии человека и природы. Раньше же чтобы избавиться от гнетущего неведения и не бояться жить, приходилось полагаться на приметы, суеверия и интуицию:

  • Кто-то один замечал случайное совпадение и устанавливал связь между двумя абсолютно разными приметами (явлениями).
  • Подкрепляется эта схема особенностью нашей памяти: мы запоминает подтверждение примет, а опровержения забываем. Примета (пророчество, гадание) может один раз сбыться и 20 не сбыться, но в памяти она отложится как всегда сбывающаяся. Так это и зародилось.

Но особенность психологии верования в том, что копилка разного рода убеждений регулярно пополняется. Почему же в наше время это так же популярно? Старые приметы живы в общественном историческом сознании. От этого не уйти. А новые рождаются все по той же причине – незнание, страх. Хотя наука и совершила огромный скачок вперед, в мире остается много тайн и загадок. В итоге можно сказать, что суеверия и приметы – бессознательная база личности, которую искоренить невозможно.

Что такое предчувствие? На языке психологии это совокупность естественного и полезного свойства интеллекта – предположение (вероятность какого-то события без определения конкретных чисел этой вероятности) и тревожности. Вероятность появления у человека предчувствия (предположение + тревожное ожидание) усиливается в ситуации стресса, напряжения, в критических условиях. Если предчувствие себя не оправдает, то это, конечно, забудется. В противном случае – запомнится. Так и рождается суеверие «предчувствие меня никогда не обманывает».

Интересный факт: в 1939 году нью-йоркским психологам удалось подтвердить силу суеверий. На одной из выставок была установлена стремянка, и хотя она никак не мешала, 70 % людей отдавали предпочтение траектории с лишними метрами, лишь бы не пройти под стремянкой (плохая примета).

Подходы к изучению суеверий

Суеверия – вера в неизвестные человеку силы и законы природы, позитивно или негативно влияющие на людей, животных и весь мир. Рассматривать суеверия как психологический феномен можно через несколько подходов.

Когнитивный подход

С позиции этого подхода суеверия – попытка постичь неизвестное и необъяснимое. Передаются суеверия от поколения к поколению через психологические особенности толпы: заражение, подражание, внушение. С помощью примет и суеверий человек старается обрести контроль над всем миром. В данном контексте суеверия – результат работы памяти и воображения.

С помощью суеверий человек упорядочивает окружающий мир. Но восприятие происходящих событий имеет слишком субъективный и ситуативный характер, искажающий истинные механизмы и особенности происходящих вещей.

Все, что выходит за пределы привычных представлений и знаний человека, он старается объяснить с помощью сверхъестественных сил, примет, суеверий, гаданий, астрологии. Соответственно, можно сказать, что чем выше интеллектуальный уровень человека, тем меньше он склонен к предрассудкам. Познание мира через суеверия – упрощенная форма познания, опирающаяся на наглядность и избегающая познания мира через абстрактные научные понятия.

Аффективно-мотивационный подход

Суеверия – форма защиты эмоционального состояния и самосознания человека. Это удовлетворение и поддержка своих неосознанных желаний, эмоций и чувств. Вместе с этим в данной концепции суеверия рассматриваются как средство оказания психотерапевтической помощи: избавление от страхов, придание уверенности, снятие напряжения.

Верование тесно связано с внушаемостью человека, которая усиливается в момент:

  • фрустрации и психологической разрозненности, например, при страхе смерти, старения, реальности или тяготах одиночества;
  • трудных жизненных ситуаций;
  • переживания горя;
  • потери работы;
  • неразделенной любви;
  • культурной и социально-экономической нестабильности общества;
  • осознания собственного бессилия.

«Что не делается – все к лучшему», – говорит себе человек, и боль от случившихся личностно значимых несчастий уже не так остра. Приметы и такого рода суеверия могут дать человеку силы для преодоления депрессии и других нежелательных состояний. Подумайте, ведь на каждое состояние человека можно найти поговорку, снимающую с него долю ответственности и перекладывающую груз случившегося на чьи-то плечи: «На все воля Божия».

С одной стороны, это хорошо, но с другой, как мне кажется, это лишает человека личностного развития. Как можно расти и делать выводы из случившего, избегая ответственности за собственную жизнь? Можно ли развиваться, если не познавать толком своих мыслей и чувств, не бороться сознательно со страхами и не принимать неизбежные реалии, например, смерть? Думаю, в таком случае суеверия являются формой ухода от реальности и препятствуют личностному росту.

Это защитный механизм психики безответственных, тревожных людей с пессимистичным мышлением и не желающих признавать себя как творца хорошего и плохого в своей жизни, самостоятельно контролировать ее, принимать решения и нести за них ответственность. Суеверия помогают человеку адаптироваться в повторяющихся, но пугающих его своей неизвестностью условиях.

Психоаналитический подход

Суеверия – результат переноса человека истинных, но не удовлетворяющих в силу каких-то причин саму личность, мотивов действий во внешний мир. В основе лежат потребности и удовольствия человека, которые он хочет удовлетворить быстро и не своими силами. Таким образом, в рамках психоаналитического подхода суеверия – результат недостатка знаний и нереализованных актуальных потребностей.

Бихевиористский подход

Суеверия – поведение, обусловленное неспособностью понять наличие или отсутствие связи между действиями человека и их последствиями. Складывается такой стиль поведения в результате случайных подкреплений.

Социально-нравственный подход

Суеверия – основа морали, регулятор отношений в группе и обществе. Это условия успешного выживания и контактирования с природой, которые дошли до человека через культурное наследие от других поколений. Суеверия конкретизируют, персонифицируют и восхваляют социально приемлемые желательные формы поведения («Добро всегда возвращается») и накладывают табу на нежелательные формы и виды деятельности («Куры кричат на насесте – к домашней ссоре»). Таким образом, приметы и суеверия помогают сохранять, передавать и транслировать общественные ценности и нормы поведения.

Эволюционистский подход

Все существующие у нашего народа суеверия – отголоски религий разных стран. Например, негативное отношение к черной кошке пришло из Египта. К слову, такая примета существует во многих странах Европы.

В рамках эволюционистского подхода суеверия – отголоски несвободного поведения участников племен и родовых общин. Не исключено, что в те времена конкретное суеверие имело смысл, пусть его составляющие и были обобщены ошибочно. Но продвигаясь все дальше, в каждом поколении оно теряло свою силу.

Думаю, из всех подходов для психологии особый интерес представляет рассмотрение суеверий как защитного механизма психики, то есть аффективно-мотивационный подход.

Функции суеверий и примет

Приметы и суеверия выполняют важную для нашей психики роль – дарят чувство безопасности, ощущение контроля над ситуацией и управления ей. Служат своеобразным плацебо, внушая человеку уверенность в собственных силах.

Так работают, например, различные амулеты и обереги. Сложно поверить, что они на самом деле могут притягивать удачу или дать человеку то, о чем он мечтает. Но не оставляет сомнений тот факт, что мысли человека материальны. И если человек уверен в том, что скоро его ждет успех в любви, то так оно и случится:

  • Амулеты дарят человеку чувство спокойствия и уверенности.
  • Психофизиологический фон восстанавливается, и личность сама в состоянии рационально управлять своей жизнью.

Как правило, человек этого не замечает и считает, что амулет и правда помог. Это в свою очередь укрепляет веру. Потому суеверия и не выходят из нашей жизни.

Или, например, известная примета, что птицы гадят к деньгам. Столкнувшись с этим, суеверный человек не просто начинает ждать прибыли, но и его мозг начинает искать источники дохода. В этом приметы, несомненно, полезны.

Но существует и обратная сторона медали: суеверия и приметы могут переходить в навязчивые состояния и тогда мешают человеку жить. Например, согласно одной из примет, если разбить зеркало, то это к полосе несчастий. Суеверный человек сам программирует себя на это, и несчастья действительно случаются. В общем, суть примет (плохих и хороших) в одном – это эффект плацебо.

Таким образом, суеверия:

  • с одной стороны, дарят безопасность, комфорт, защиту;
  • с другой стороны, мешают развитию познавательных и творческих способностей человека.

Несмотря на все описанные в статье преимущества верований, я отношусь к суевериям и приметам скорее негативно. Считаю, что они препятствуют личностному росту человека, не решают истинные проблемы, а только маскируют их, мешают раскрытию творческого потенциала.

Послесловие

Суеверия – это победа эмоций над разумом. И одной из главных движущих сил является страх. Это слепая вера, тормозящая мышление. Схожи с суевериями предрассудки:

  • суеверия – элемент структуры предрассудков;
  • предрассудок – ошибочное восприятие чего-либо, вызванное навязанной извне информацией (суевериями и приметами).

Приметы, суеверия, предрассудки относятся к психологии масс. Это обуславливает сложность и невозможность полного искоренения верований. Но с отдельным человеком работать можно и нужно, если суеверия мешают ему личностно развиваться и жить, граничат с тревожно-фобическими расстройствами и синдромом навязчивости.

Как это делать? Разобраться, какую функцию выполняют суеверия в данном случае. Это поможет найти истинные причины: недостаток знаний, страх, неуверенность в себе, личностные проблемы и другое. Далее предстоит работать на устранение этой причины и обретение чувства контроля над собой и своей жизнью за счет внутренних ресурсов и логического рационального понимания мира. Стоит заняться развитием творческого и позитивного мышления, и суеверия начнут отходить на второй план.

Однако некоторые приметы и суеверия можно подтвердить с позиции науки, потому-то они до сих пор и живы в общественном сознании. Подробнее об этом читайте в статье «10 примет, имеющих научное объяснение».


Добавить комментарий