Народные приметы на 18 августа

Приметы и обряды на 18 августа – День Евстигнея Житника

29 октября 2019 в 9:33

Народные названия и традиции дня

В последние дни уходящего лета убирали крестьяне урожай с необмолоченных полей споро, сосредоточенно и молча. Потому что, зажиная снопы, нельзя было болтать, ссориться и без толку вертеться – скотина зимой непременно бы захворала. А для того чтобы не смогла поселиться на полях нечисть всякая и навредить стадам, когда их на жнивье пастись выгонят, крестьяне 18 августа обращались за помощью и поддержкой к самой Матери Сырой Земле, заклиная нивы «на все четыре стороны».

Ранним утром 18 августа по белой зорьке выходили на поля старики и старухи и, повернувшись лицом к востоку, выкликали: «Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!» Затем, полив землю принесенным из дома конопляным маслом, поворачивались на запад, продолжая: «Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!» Вновь «запечатывали» слова-заклятья пролитым на пашню маслом и, обернувшись к югу, говорили: «Мать Сыра Земля! Уйми ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!» И, плеснув из склянки масло, продолжали, обращаясь к северной стороне: «Мать Сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами и морозами!»

После этого пузырек с остатками масла разбивался оземь, а участники обряда расходились по домам вполне успокоенные. Не забывая, впрочем, внимательно оглядеть и свое и соседское поле – чисто ли убрано и не осталось ли на жнивье не сжатой полоски или забытого впопыхах снопа. Ведь если не они, а Житный дед его первым замечал, то собирал и переносил туда, где к хлебу с большим уважением относились. А нерадивого хозяина ждал в будущем году неурожай.

За страдой полевой шла следом страда огородная. На Евстигнея начинали в российских деревнях лук убирать. Сплетали из него длинные гирлянды, которые в доме развешивались, очищая воздух «от заразы, морового поветрия и иных прилипчивых болезней». Печь или жарить луковые головки до самого Сазонта строго-настрого возбранялось из-за боязни потерять еще не убранный урожай. Но никто по этому поводу особенно не горевал, под свежеиспеченный хлебушек да ядреный квасок и самый горький лук патокой казался. А что касается кваса, то он «штука не мудра – пей хоть полведра».

Крестьяне 18 августа закликали жнивы, выходы на поле и, обернувшись на четыре стороны, призывали землю помочь в созревании посевов. Была распространена традиция, согласно которой нужно обязательно есть 18 августа хлеб с солью и луком, обязательно запивая квасом. Кроме того, развешивали в домах связки с луком, считая, что так воздух очищается от бактерий и микробов. Полагалось также именно 18 августа замесить хлеб из муки первого помола, чтобы в течение года не испытывать недостатка в продовольствии и сохранить запасы до следующей весны. Были и приметы, важные для этого дня!

В православной церкви 18 августа отмечается день святого Евстигнея, который родился в III веке на территории Антиохии. 6 лет ему пришлось служить в войсках Рима, застав времена правления императора Диоклетиана и Максимилиана, Констанции Хлрое и Константина Великого. Согласно преданию, однажды Евстигней становится свидетелем божественного явления, увидев крест, сложенный из звезд. Именно этот знак сулил победу в битве. В старости Евстигней решил полностью посвятить себя Богу, после чего удалился на Родину и там проводил время в молитвах, а также совершал добрые дела и посещал храмы. В то время власть находилась в руках Юлиана Отступника, который делал все, чтобы возродить языческие традиции. По доносу поймали Евстигнея и привели его на суд. Там Евстигней обличил императора в преступлениях, совершенных против веры Христовой, поставив в пример императора Константина, правившего ранее и бывшего защитником христиан. Разгневанный Юлиан приказал казнить Евстигнея.

В день Евстигнея Житника крестьяне ходили в поле, чтобы закликать жнивы. При этом произносили следующий заговор: «Мать Сыра Земля! Уйми всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». Затем выливали на землю немного масла и так делали 4 раза, поворачиваясь на каждую сторону света. Верили, что это, по приметам, защитит землю от ветров, метелей, града. В конце обряда склянку с маслом оставляли в поле.

Во время жатвы 18 августа старались найти стебель, на котором одновременно росло бы 12 колосьев. Такую находку полагалось хранить до следующей весны в доме и называли ее «житной маткой». Во время следующего посева зерна с житной матки бросали в землю, надеясь на богатый урожай.

18 августа – приметы, заговоры, ритуалы и обряды, традиции в день Евстигнея Житника

18 августа (5 августа по старому стилю) – Евстигней-житник, Евстигнеев день, луков день.

Согласно церковному календарю, верующие в эту дату вспоминают и почитают память священномученика Евсигния Антиохийского.

В народе, по традиции календаря народного, 18 августа отмечают праздник Евстигней-житник, который назвали так потому, что сегодня славили жито.

К этому времени уборка в полях подходила к концу, однако крестьяне без работы не сидели – сеяли озимые. Делали это сугубо в полнолуние, на свежем навозе, страшась западного ветра.

Верили в примету, что если во время посева будет дуть с запада, то ячмень уродится тонкий и со скудным колосом.

Во время работы не разговаривали, так как, зажиная снопы, запрещалось ссориться, без дела вертеться и болтать. По примете, у того, кто ослушается запрета, скотина может зимой серьезно заболеть.

Крестьяне боялись, что 18 августа, на Евстигнея, может в поле поселиться нечистая сила и начать вредить стадам, пасущимся на пастбище. Поэтому сегодня просили помощи у Матушки Земли, заклиная нивы.

Для этого старики с первыми лучами солнца шли на поле. Вставали лицом на восток и громко говорили такие слова заговора: «Матушка Земля, утихомирь всякую пакость от лихих проделок. Уйми. Защити. Помоги». И так повторяли три раза.

После брызгали землю конопляным маслом, оборачивались на запад и говорили трижды: «Матушка Земля, нечисть поглоти, поля от нее освободи». Опять лили масло.

Затем поворачивались на юг со словами: «Матушка Земля, успокой ветра, успокой пески, успокой метели, чтобы не трогали ячменя». Плескали масло. И на север говорили заговор: «Матушка Земля, заклинаю, умоляю, слова свои закрепляю». И разбивали емкость с маслом об землю.

Уходили все, не оглядываясь и не разговаривая, пока не будет переступлен порог дома. Хотя обязательно обращали внимание, аккуратно ли убрано поле, иначе, если полевой дух – Житный дед – заметит непорядок, не будет в следующем году урожая.

18 августа занимались и уборкой огородов – убирали лук, плетя его в длинные гирлянды. Их развешивали по всему дому, чтобы отгонять от избы всякую заразу.

А вот жарить и печь собранный сегодня лук было нельзя до 7 сентября, иначе, согласно примете, он мог весь погнить. Зато сегодня все с удовольствием ели хлеб, предварительно посолив его, со старым луком, запивая все это квасом.

На Евстигнея хозяйки замешивали хлеб из муки первого помола. Верили в поверье, что тогда весь год проведешь в сытости и сохранишь запасы до самой весны.

Проводили 18 августа заговор на найденный стебель, на котором одновременно растет 12 колосьев. Такой стебель называли «житной маткой».

Ритуал, чтобы бедность отогнать и привлечь богатство Если 18 августа удавалось найти житную матку, ее прятали от чужих глаз, приговаривая слова заговора:

Читайте также:  Народные приметы на 25 марта

«Как ты богат на колосья, так пусть и наша семья богатеет, никогда не беднеет. Будет жить сытно, будет жить питно».

В следующем году его доставали и кидали в землю на богатый урожай.

Приметы на 18 августа в день Евстигнея Житника

✦ 18 августа ни с кем нельзя ничем делиться, – по примете, спина болеть будет.
✦ Домашний скот в кучу сбивается, – к скорому дождю.
✦ Погода в Евстигнеев день предсказывает декабрьскую.
✦ Если 18 августа эхо слышно вдалеке, – впереди жаркие дни, вблизи, – примета, что ливень будет.
✦ Нельзя в Евстигнеев день есть в поле, – нарушение запрета грозит неурожаем в следующем году.
✦ 18 августа чайки в воде купаются, – примета к ненастью.
✦ Пиявки в Евстигнеев день видны на дне водоема, – жаркая погода наступает.
✦ 18 августа черви дождевые из земли вылезли, – примета к дождю.
✦ У рожденных в этот день настроение меняется в зависимости от погоды: тихая – они уравновешенны, бушует – и они нервничают.

Приметы 18 августа: печём хлеб и предсказываем зимнюю погоду

Согласно народным приметам, 18 августа считается днём, когда можно предсказать погоду на декабрь. Стоит наполнить дом ароматом свежеиспеченного хлеба в память о празднике житника, который отмечали наши предки. Трапезу нужно разделить с родственниками, чтобы привлечь изобилие в дом. Заботились наши мудрые предки и о здоровье, развешивая по дому головки лука и чеснока — так избавлялись и от происков нечистой силы, и от банальных микробов.

Приметы погоды

Народный календарь даёт предсказания не только на оставшиеся летние дни, но и на грядущую зиму — декабрь. Наши предки сеяли озимые, поэтому и переживали о зимней погоде. Считалось, что каким будет 18 августа, таким окажется и начало зимнего сезона: «Какой погодой Евстигней отметится, таким окажется и декабрь».

  • Ранний иней — зима наступит раньше времени, будет морозной.
  • Высокие травы — декабрь окажется снежным.
  • Много ягод и орехов, а грибов недостаточно — декабрьская погода будет суровой и со снегом.
  • Если ветра сильные, ждали снежной зимы — с сугробами и метелями.

Определяли и погоду ближайших дней:

  • Эхо слышится далеко — ближайшие дни порадуют теплом. Эхо глухое — к пасмурной погоде.
  • Если чайки купаются в воде, жди дождь.
  • На поверхности земли появляется много дождевых червей — с собой стоит захватить зонт.
  • Жабы шумят среди бела дня — наступят тёплые дни.

Традиции и обряды дня

Издавна в этот день было принято печь хлеб из нового урожая в честь праздника житника. Считалось, что это позволит привлечь изобилие и процветание в дом. С этой же целью варили квас из свежего хлеба и угощали им родственников.

Особое внимание посвящалось луку. Его подавали к столу и развешивали по комнатам. Многочисленные обряды связаны с тем, что в этот день лук обязательно собирали с огородов. Свежий лук ели с хлебом и солью. Согласно народным поверьям, такая трапеза была залогом здоровья и долголетия. А ещё — дарила свежий цвет лица. Лук сплетали в длинные гирлянды и развешивали по дому. Считалось, что этот запах ограждает от злых духов. Заодно воздух очищался от бактерий и вирусов.

Согласно Православному календарю, 18 августа в 2019 году выпадает на Успенский пост и поэтому не подходит для свадьбы. Если молодожены планируют не только расписаться, но и обвенчаться, придется выбрать другой день. Но если свериться с лунным календарем, то благоприятным периодом считаются даты с 3 по 18 августа. В эти дни влияние оказывает растущая Луна, которая гармонизирует отношения и пророчит счастливый брачный союз.

В этот день именины празднуют:

  • Мария, Дарья, Евдокия, Кристина, Татьяна, Нонна,
  • Ефим, Максимилиан.

Интересные праздники 18 августа

Если хочется наполнить день чем-то необычным, можно занести в ежедневник следующие идеи:

  • устроить яркий маскарад в честь испанского праздника Бильбао — приготовить необычные блюда и конкурсы;
  • полистать страницы «Лолиты» Набокова (именно в этот день знаменитый роман был опубликован в США) или посмотреть одну из его экранизаций;
  • посвятить время просмотру фильма с американским киноактером Патриком Суэйзи — на 18 августа выпадает его день рождения: «Призрак», «Грязные танцы» или «Аутсайдеры»;
  • постараться найти общий язык с человеком, с которым взгляды на жизнь очень отличаются — в честь Дня общего языка;
  • насладиться красотой луны — 18 августа впервые была сфотографирована лунная поверхность с американской селеноцентрической орбиты.

В этот день также отмечают:

  • День Воздушного флота в Российской Федерации.
  • День пограничника в Казахстане.
  • День медработника в Таджикистане.

Ну что ж, 18 августа — хороший день, чтобы провести его дома: подать к столу вкусный хлеб и квас, перечитать «Лолиту» или посмотреть один из фильмов с Патриком Суэйзи. Еще один вариант — устроить яркий карнавал в испанском стиле вместе с друзьями. А вечером можно прогуляться под луной. Не забудьте понаблюдать за погодой и постараться угадать, каким же будет начало зимы.

Народный календарь на 18 августа

Приметы и народные праздники на 18 августа

Мч. Евсигния. Прп. Иова Угцельского. Мч. Понтия Римлянина.

Сщмчч. Анфира и Фавия, Пап Римских. Мчч. Кантидия, Кантидиана и Сивела Египетских. Прав. Нонны.

18 августа – Евстигней-житник

Каков Евстигней, таков и декабрь.

«На пожне вечером, как солнце закатится, так люди ревут (кричат). Если эхо далёко — то ведрие, а если близко — так к дождю» (пинеж.) [Симина, 106].

Во многих местах жатва еще в полном разгаре. Бабы жнут, а мужики озимые сеют.

Одной рукой жни, другой — сей.

Одно дело делай, другое ведай.

День прозевал — урожай потерял.

Дай срок, что умолот скажет.

«Жатва — итоги и апофеоз календарного цикла. Она венчает собой летние и открывает осенние аграрные обряды» [Земцовский, 141].

Во время жатвы соблюдался целый ряд правил, традиционных ритуалов, которые призваны были, во-первых, помочь жницам удачно справиться с тяжелым трудом на хлебной ниве, во-вторых, обеспечить плодородие земли на следующий год, в третьих, предохранить собранный урожай от природных стихий (молнии, ветра, продолжительного дождя, града и пр.) и от нечистой силы, которая, как всегда, не оставалась в стороне и мешала, «смущала» или вовсе наносила ощутимый вред урожаю и здоровью работников на поле.

Так, владимирские крестьяне знали, что ни в коем случае нельзя класть в сноп другого жнеца даже горсти своих колосьев, иначе поясница заболит. На выжатой полосе не полагается завтракать и обедать, а то на будущий год родится редкий хлеб.

На Евстигнея заклинали жнивы на все четыре стороны, призывали мать сыру землю на помощь. Делалось это некоторыми «слишком рачительными» хозяевами для того, «чтобы нечистая сила не поселилась в них (в жнивах. — А. Н.) и не выгоняла из пажитей скота» [Калинский, 169]. Опасались прежде всего полудницу, которая становилась наиболее опасной в «полдень» года, в полевую страду. Полудница могла наслать солнечный удар, застилала глаза пеленой, сквозь которую все виделось в искаженном виде, пугала жниц, неожиданно появляясь в облике громадной «женщины в белом».

У смоленских жниц, как и у белозерских, была своя примета на спорынью. Женщины старались найти на одном стебле самое большое число колосьев. «Если таковых найдется двенадцать, то он называется „житной маткой” или „спорыньей”. Нашедшие эти колосья хранят их как зеницу ока в продолжение всего года, приберегая их к посеву, во время которого их рассевают первыми с твердой надеждой на получение от них обильного урожая.

Читайте также:  Приметы про сахар

Иди с нивушки домой,

Со поставушки домой,

К нам во Кощено село,

Во Петровско гумно.

А с гумна спорынья

Во амбар перешла.

Она гнездушко свила,

Малых деток вывела,—

Сытой напоила». [Шейн, 1898; 373—374]

Загадки:

• Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, да не поясом, сам встать не может — люди поднимают. (Сноп.)

• На четыре брата пятый кверху ногами положен. (Бабка.)

• Четыре брата стоят под пятым, головками в куче, а спинками врозь. (Бабка.)

• Девять братов под десятым на матери стоят (т. е. на земле). (Бабка.)

Из колоса — горстка,

Из снопика — мера.

Это поле обжали,

На сотне подвод

Это жито убрали.

Среди земледельцев некоторых губерний крепко держался обычай, более похожий на строго соблюдаемое правило: жать следовало молча. В особенности это касалось девушек, которым петь песни разрешалось только по дороге в поле и на обратном пути с него.

Но женщинам петь разрешалось. Баба, рожавшая и находящаяся в том возрасте, когда ей еще предстояло рожать, по представлению народа, как нельзя лучше соответствовала матери-земле, уродившей хлеб и готовящейся расстаться с выношенными в чреве своем колосьями (урожай ведь не что иное, как роды земли). Баба по-настоящему сочувствовала земле, сострадала ее мукам, она больше, чем кто-либо другой, имела право «принимать роды» у земли. Кстати, страда и страдание, сострадание — слова однокоренные, и это тоже далеко не случайно, тем более в контексте жатвенной поры. Жнивные песни — уникальное явление традиционной культуры. Понятно, что они теснейшим образом связаны с определенным трудовым процессом — жатвой, они по-своему облегчали труд женщины-жницы. Жнивные песни отличаются своеобразной ритмо-интонационной мобильностью, соответствовавшей темпу работы; они точно соотнесены с ритмом дыхания при наклонном положении тела жницы, с ее вдохом — выдохом, с паузой между тем, как она нагибается и разгибается, с ритмом взмахов руки, которой женщина берет очередную порцию колосьев, чтобы срезать их. Кроме того, пение было для крестьянки и «эстетическим переживанием: жнеи прислушивались к песням соседок, особо реагировали на красоту текстов, мелодий, самого исполнения, даже на то, как звонко разносится песенное эхо по полю» [Земцовский, 144].

Пора жнейкам домой идти,

Пора жнейкам домой идти,

Потеряла заря ключи.

«А кто мои ключи найдет,

За того замуж пойду».

Отозвался старый старик:

«Я твои ключи нашел».—

«Пропадайте, мои золоты ключи,

А за старого замуж не идти». (Псковская губ.)

Посылала меня мать, посылала меня мать,

Посылала меня мать яровое поле жать.

Я жать-то не жала, я жать-то не жала,

Я жать-то не жала — на снопах пролежала.

Тут Никита идет, тут Никита идет,

Тут Никита идет, он орешки несет.

Я не знаю, что мне делать, я не знаю, что мне делать,

Я не знаю, что мне делать: ум за разум зашел.

То ль орешки щелкать, то ль орешки щелкать,

То ль орешки щелкать, то ль Никиту целовать?

Я орешки щелкала, я орешки щелкала,

Я орешки щелкала и Никиту целовала! (Пермская губ.)

Евстигней Житник

18 августа 2020 г. вторник
18 августа 2021 г. среда
18 августа 2022 г. четверг
18 августа 2023 г. пятница
Евстигней Житник

Народные праздники

Народный праздник «Евстигней Житник» отмечается 18 августа (по старому стилю – 5 августа). В православном церковном календаре это день почтения памяти мученика Евсигния Антиохийского. Другие названия праздника: «Евстигнеев день», «Луков день». На Евстигнея заклинали жнивы на все четыре стороны, призывали Мать – сыру землю на помощь.

Евсигний прожил долгую жизнь. Он был римским воином, собеседником святого Василиска, видел на небе крест из звезд. Прослужив 60 лет и оставив военное дело, он удалился в родную Антиохию. Там жил праведно, соблюдая пост, читая молитвы и посещая храм. Затем к власти пришел Юлиан Отступник, желавший вернуть язычество, и Евсигний был арестован. На суде он без страха высказал в глаза царю все, что думает по поводу его отступления от Христа. За дерзкие речи Юлиан приказал казнить старца.

В эти последние дни уходящего лета крестьяне убирали урожай с необмолоченных полей споро, сосредоточенно и молча. Потому что, зажиная снопы, нельзя было болтать, ссориться и без толку вертеться — скотина зимой непременно бы захворала. А для того чтобы не смогла поселиться на полях нечисть всякая и навредить стадам, когда их на жнивье пастись выгонят, обращались за помощью и поддержкой к самой Матери Сырой Земле, заклиная нивы «на все четыре стороны».

Ранним утром по белой зорьке выходили на поля старики и старухи и, повернувшись лицом к востоку, выкликали: «Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!» Затем, полив землю принесенным из дома конопляным маслом, поворачивались на запад, продолжая: «Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!» Вновь «запечатывали» слова-заклятья пролитым на пашню маслом и, обернувшись к югу, говорили: «Мать Сыра Земля! Уйми ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!» И, плеснув из склянки масло, продолжали, обращаясь к северной стороне: «Мать Сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами и морозами!»

После этого пузырек с остатками масла разбивался оземь, а участники обряда расходились по домам вполне успокоенные. Не забывая, впрочем, внимательно оглядеть и свое и соседское поле — чисто ли убрано и не осталось ли на жнивье не сжатой полоски или забытого впопыхах снопа. Ведь если не они, а Житный дед его первым замечал, то собирал и переносил туда, где к хлебу с большим уважением относились. А нерадивого хозяина ждал в будущем году неурожай.

Еще 18 августа устраивали сбор «житной матки». Девушки шли по сжатой полосе и выбирали оброненные стебли с наибольшим числом колосьев. Считалось, что кому посчастливится найти злак с двенадцатью колосками, та счастье домой унесет. Колоски хранились рядом с образами. Житной маткой очень дорожили, ведь, по поверью, она могла помочь три раза, после чего сила из нее уходила. При посеве зёрна с житной матки первыми бросались в землю ради богатого урожая.

За страдой полевой шла следом страда огородная. На Евстигнея начинали в деревнях убирать лук. Сплетали из него длинные гирлянды, которые развешивались в доме — чтобы воздух очищался (как сейчас известно, лук является хорошим антисептиком). А вечером садились за стол всей семьей и свежим лучком нового урожая закусывали, заедая его хлебом и запивая квасом. Печь или жарить луковые головки до самого Сазонта строго-настрого возбранялось из-за боязни потерять еще не убранный урожай.

В этот день на Руси славили ячмень — жито. Ячмень — самый северный колосовой хлеб. В Евстигнеев день полагалось замесить ячменный хлеб из первого намолота, чтобы в течение года не испытывать недостатка в продовольствии и сохранить запасы до следующей весны.

Поговорки и приметы:

– Каков Евстигней, таков и декабрь.
– В этот деь нельзя петь в поле – только по дороге.
– Если лук прозревал 18 августа – считалось, что крестьянин потерял урожай.
– Если пиявки всплывают на поверхность воды, а земляные черви выползают из-под земли – будет дождь.
– На закате солнца выходили в поле и кричали во всю глотку. Если эхо слышалось далеко — это предвещало солнечный день, если близко — ждали дождя.

Читайте также:  Камелия приметы суеверия

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Народные приметы на август

Наступает последний месяц летней поры – август. Августовскими вечерами чувствуется, что осень уже начинает понемногу входить в свои полномочия. Месяц сбора богатого летнего урожая и заготовка его для дальнейшего длительно хранения.

Народные приметы на август по дням

1 августа – Макринин день. Мокрины. Согласно этому дню предвещали осень. Если ясно, то будет осень сухой, если дождь идет, то сырой. По Макриде предопределяют осень, а Анне (7 августа) – зиму. На Макриду льет дождь — на последующий год будет добрый урожай на рожь. Осиновый пух полетел, то отправляться пора за грибами красноголовиками.

2 августа – Илья Пророк. Ильин день. Год начинает уже поворачивать на осенний период. Сенокос заканчивается и начинается жатва. Купаться в водоемах после этого запрещалось. До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается. До обеда на Пророка Ильи стоит лето, после обеда приходит осень.

3 августа – Онуфрий Молчаливый. Убирали и чистили помещения под хранение урожая и все обязательно делали молча. Если светлячки светятся ночью необычно ярко, то будет превосходная погода завтра.

4 августа – Мария Магдалина. Ягодница. Луковичные выкапывают из земли на хранение. Ходят в лес ягоды собирать. Коли на Марью сильные росы – льны будут серы и косы. Коли гроза – сена будет за глаза.

5 августа – Трофим Бессонник. Наступало время сбора калины и малины. Если стоял ясный день, то в поле трудились до заката. Если долго спать, то добра можно не наблюдать.

6 августа – Летний Борис и Глеб. Воспрещалось трудиться в поле, существует поверье, что грозы подожгут стога сена. Собирали черемуху. На Глеба и Бориса за хлеб не берись.

7 августа – Анна Летняя. По этому дню предопределяли зимнюю погоду. Какая до обеда будет погода – такой весь декабрь, какая будет после обеда – такая оставшаяся зима. Если дождливая погода – теплая и заснеженная зима, а погожий день – морозная. Если муравьи возводили крупные муравейники, то ждать сухой зимы.

8 августа – Ермолая. Заготавливали яблоки для яблочного спаса, но не употреблять в пищу не разрешалось. Собирали травы, которые в эти сутки владели целительной силой. Ермолай – хлеб прибирай.

9 августа – Пантелеймон Целитель, Никола кочанский. В церкви освящали колосья пшеницы и приносили в дом. У капусты начинали формироваться кочаны. На полях не трудились, считалось кто будет работать у того хлеб спалит гроза.

10 августа – Прохор и Пармен. Ничем обмениваться нельзя было – не будет пользы. Прохоры и Пармены не затевай мены.

11 августа – Калинов день, Калинник. Заготавливали калину. Начинаются утренние заморозки и туман. Старались к этому дню собрать урожай всех теплолюбивых культур. Спелый овес опять зазеленеет, то будет ненастная осень.

12 августа – Силуан и Сила. Сеяли озимые хлебные культуры. Заготавливали лопух ради лечебных целей. На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (наполнена зерном и наклоняется к земле). Засевки на Силу – к обильной озими. Если плодов рябины было много, то сырой будет осень, а суровой –зима.

13 августа – Евдокима. Приводили в порядок борону, выражали благодрность за помощь и прятали под навес до следующего сезона. Собирали репу. Если летает паутина, то солнечные деньки продляться долго.

14 августа – Медовый спас, Мокрый спас, Маковея. Первый спас. Освящали водоемы, колодца, а в церкви – свеженький мед и мак. Отмечали сбор урожая. Когда отцветают розы, начинают падать холодные росы. Если на Маковея шел дождь, то пожаров не предвидится.

15 августа – Степан (Стефан) Сеновал. Святой Степан – покровитель лошадей. Давали им отдых. Какой будет Степанов день, таким ждут и сентябрь месяц.

16 августа – Исаакий Малинник, Антон Вихревей. Веровали, что в этот период созревает лучшая малина. Какой будет Исаакий, такой ждать надо октябрь.

17 августа – Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка. Какая на Авдотью будет погода, такой следует ждать и ноябрь. Выкапывают головки чеснока и лука. До этого дня пытались сено убрать с лугов. Дожни начинают идти чаще. Если на Авдотью гроза, то сена будет за глаза.

18 августа – Евстигней Житник. Ели лук с солью и житным хлебом при этом запивая квасом. По этому дню устанавливали, какой будет декабрь. Какой Евстигней, такой будет декабрь месяц.

19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас, Осенины. Второй спас. Позволялось, кушать яблоки с медом, которыми разговлялись после службы. Потому что употреблять до этого дня плоды считалось грехом. Какое Преображение, такой будет январь. Какой Спас Яблочный, такие и Покрова (14 октября).

20 августа – Марины-Пимены. Пора отлета аистов. Выпекали пироги с ягодками. Пимены-Марины – не ищи в лесу малины.

21 августа – Миронов день, Мирон-ветрогон. Собирали в лесу опята и ежевику. Зачастую дует сильный ветер, возможны заморозки. Ветрогоны пыль погнали по белу свету – зарыдали по красну лету.

22 августа – Матвей (Матфей). Начинались затяжные дожди, летнее тепло совсем уходит. Начинались приготовления к осенним ярмаркам. Если дуют полуденные вихри – к заснеженной зиме.

23 августа – Лаврентьев день. Священного Лаврентия принято в народе считать целителем недугов глаз. Если вода в полдень тихая и спокойная, то осень погожей будет, а зима без пурги.

24 августа – Федора и Василия, Евпатий Коловрат. Принято стричь овец. Не разрешается ходить на болотистые местности и кладбища. Святой Федор коз пасет, святой Василий овцам шерсть дает.

25 августа – Фотий Поветный. День уборки хозяйственного инвентаря. Если дождливо, то к непродолжительному «бабьему лету». Если тёплая и безоблачная погода, то будет изобилие боровиков.

26 августа – Тихон Страстной, Максим. Приводили в аккурат погреба и сараи. Сильно дует ветер – сентябрь будет дождливым.

27 августа – Михей-тиховей. Листья начинают опадать. Если птицы улетать собрались в жаркие страны, то будет достаточно морозно на Покрова (14 октября), еже ли еще мешкают, то зима не будет спешить. Михей с вихрем, то сентябрь месяц будет ненастный. На Михея веют тихие ветра, то жди осени погожей.

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы. Встарь устраивали проводы лету и встречу осенней поре. Солили огурцы. Успение провожай – осень встречай.

29 августа – Хлебный (ореховый) Спас. Третий спас. Заготавливали орехи на зиму. Утром пекли хлеб из свежесобранного урожая муки и относили в церковь с целью освящения. Третий Спас – хлеба припас.

30 августа – Мирон. Принято было оказывать поддержку вдовам и сиротам. Если на Мирона поутру стоит туман и на траве роса, то погода целый день будет стоять хорошая.

31 августа – Фрол и Лавр. Покровители лошадей. Обрызгивали лошадей святой водой, потчевали вкусностями и давали отдых. На Фрола и Лавра не выжигают тавра.

Добавить комментарий