Народные приметы на 17 октября

Народные приметы: 17 — 24 октября

17 октября

С дня Иерофея все ощутимей становятся холода, и чувствуется, что зима уже рядом. В народе говорили, что в лес не стоит ходить, потому что лешие начинают буянить, ломать деревья и гонять зверей. Считалось, что именно в еловых лесах прячется много нечистой силы. В этот день варили настойку из особых трав, называлась она ерофеич. Настаивали около месяца, а потом употребляли для повышения аппетита и против различных болезней.

Церковь празднует день мученика Ерофея, который был учеником апостола Петра. Позже сам Петр посвятил его в сан епископа. По преданию Ерофей видел, как подверглось погребению тело Божьей Матери. Самого Ерофея впоследствии подвергли мучениям и убили язычники из-за его непреклонной веры в христианство.

По народным приметам нечистую силу отпугивали луковые вязанки и чеснок. Их подвешивали над дверями, чтоб нечистая сила не могла в дом проникнуть. Также нельзя было в этот день свадьбу справлять, потому как по примете, брак мог стать несчастливым.

Именинники: Вероника, Гай, Степан, Онисим, Павел, Владимир.

18 октября

В народе 18 октября назывался день Харитина Прялы, когда разрешалось прясть и ткать. Уборочные работы в садах и огородах были закончены, поэтому чтоб занять себя, хозяйки плели и вязали. Особенно это было весело и интересно, когда собирались компаниями у кого-то дома и одновременно пели песни. Девушек с малу учились прясть и ткать, потому что считалось, что ни одна хозяйка не сможет без этого обойтись.

В православной церкви отмечают день святой мученицы Харитины, которую язычники приговорили к мученической смерти за ее веру в христианство. С малого возраста Харитина осталась без родителей, а ее воспитывал благочестивый и добрый человек. Она старалась посвятить всю себя и свое время молитвам Христу до того момента, как ее схватили и казнили язычники.

Согласно народным приметам, если в этот день родилась девочка, то вырастет она кружевницей или ткачихой. Если вороны и галки вьются в воздухе, то будет снег. А если ветра нет в этот день, то скоро похолодает.

Именинники: Ермоген, Тихон, Петр, Макар, Григорий, Гавриил, Алексей.

19 октября

Согласно приметам на день Дениса Позимского в последний раз на небе были видны кучевые облака. В Народе приговаривали: «Пришел Денис, потянул день вниз». Земельные работы уже были закончены, поэтому оставалось только консервировать и вышивать. Крестьяне молились святому апостолу Фоме и просили у него защиты. По сказаниям Фома был аккуратен и запаслив, поэтому считается, что он благосклонно относится к таким людям. Велись подсчеты после торговли и делались выводы о выгодности и урожайности этого года.

Апостол Фома является героем многих сказаний и песен. Обычно его совмещали вместе с Еремой и делали из них комических персонажей, которые постоянно делали глупости и совершали различные неправильные поступки, чем несказанно веселили народ и в частности ребятишек. Согласно народным приметам, если вороны собираются в стаи, то будет ненастная погода.

Именинники: Иван, Архип, Фома, Никанор, Макар.

20 октября

Это день назвали Сергеем Зимним, потому что считалось, что осень становится ближе к зиме и возможны даже заморозки. Согласно приметам, младшему члену семьи поручали растопить печку, чтобы всю зиму было тепло в хате. Чтобы огурцы долго хранились зимой, их опускали в бочках в водоемы. Торопились это сделать, пока лед воду не сковал. Доставали соленья уже весной, когда лед таял. Это было очень кстати, потому, что запасы еды уже заканчивались.

Еще одним поверьем считалось одеть в этот день новый платок на голову женщине. Предки верили, что это защитит от головных болей и других болезней. А чтобы сохранить молодость, надо было умываться кислым молоком. Церковь чтила память преподобного Сергия Печерского, который отрекся от собственной воли и полностью покорился своему учителю. За это ему дали прозвище «Послушливый». Также церковь почитает память святому Сергия Муромскому, который уединился вдали от людей, чтобы молиться и не подвергаться соблазнам.

По народным приметам, если в этот день снег выпадал, то зима ранняя должна была быть. А если снег выпадал, а листва еще висела на деревьях, то до зимы еще далеко. Не очень предки радовались и рождению детей в этот день, так как считалось, что судьба у них будет тяжелая.

Именинники: Мартиниан, Сергей, Пелагея.

21 октября

Отмечали день Трифона и Пелагеи Ознобницы. Приговаривали: «Трифон шубу шьет, а Пелагея рукавицы». Пересматривалась зимняя одежда и если что-то надо было починить, то хозяйка принималась за дело. Если какая одежда полностью непригодна была, то шили новую. Чтобы зимой в доме было тепло, заготавливали дрова, которые рубли в лесу. Но народ боялся в лес понапрасну ходить, поэтому больше, чем необходимо не брали, чтоб лесных духов не прогневить.

Церковь почитает память святых Пелагеи и Трифона, которые с детства посвятили себя служению Богу. Спустя время Трифон принял постриг, но заболел и лежал при смерти. Тогда к нему явился Святой Николай Чудотворец и не только вылечил его, но и наделили даром врачевания и исцеления. Слава о нем распространилась далеко и люди не только ходили к нему лечиться, но и просто молились дома, чтобы он даровал им здоровье.

Народные приметы говорят, если луна в кругах виднеется, значит лето сухое будет. А если облака низко плывут, то скоро морозы ударят.

Именинники: Татьяна, Дмитрий, Елизавета, Иван, Мария, Николай, Павел, Пахом.

22 октября

Близились холода и «Мужик с солнцем прощался и поближе к печи подбирался». Поэтому на Якова Дровопильца все активно отправлялись делать заготовки поленьев и дров. Хозяйки пекли пироги и давали мужчинам, которые отправлялись в лес за дровами. Но долго в лесу не сидели, потому как верили, что духа Лесного если прогневить, то в лес утянет и пропадешь там.

Православная церковь чтит память святого Иакова Алфеева, который был в числе 12 апостолов, близких к Иисусу. Прежнее имя у него было Матвей и работал он сборщиком податей. Но согласно преданию, после встречи с Иисусом пересмотрел свои жизненные цели и стал служить Богу.

Принято было на Иакова день готовить различные каши, заправлять их масло или салом и ходить в гости к соседям. Также ходили в лес собирать поздние грибы, которые потом жарили и солили. Чтобы задобрить лесного духа, оставляли в лесу горшок каши и хлеб.

23 октября

На Евлампия-Зимоуказателя занимались своей обычной работой. Расщепляли лучину и вставляли под углом с светильники, которые носили название светцы. Они служили им освещением вечерами, когда было уже темно. Обычно люди мастерили кто что умел: игрушки, одежду, по хозяйству. А детям давали указание следить за лучинами и во время их менять. Огонь, который давала лучина, считался мистическим. Он защищал хозяев дома от напасти и неудач. Свет от лучины ассоциировали с солнцем.

Православна церковь почитала память святых мучеников Евлампия и Евлампию, которые приняли христианство, за что и подверглись преследованиям со стороны стражников императора Максимилиана. Жестоким мучениям подверглись брат и сестра, причем сестра умерла с горя, когда узнала, что ее брату отрубили голову.

По народным приметам «Месяц рогами указывает откуда ветер дуть будет».

Именинники: Василий, Евлампия, Иннокентий, Андрей.

24 октября

Церковь почитала память святого Филиппа, который был одним из 70 апостолов. Его выбрали одним из диаконов, которые служили вместе со святым Стефаном. После смерти Стефана от рук язычников, Филипп бежал из Иерусалима и на чал выступать с проповедями. Он не только обращал людей в свою веру, но и исцелял их от болезней. Согласно преданию, у Филиппа было 4 дочери, одна из которых обладала даром врачевания.

В народе отмечали, что именно на Филиппа начиналась канитель, когда грязь на дорогах мешала проезду и передвигаться становилось практически невозможно. До нас дошло высказывание «Нечего канитель разводить», что означало делать бестолковые дела. Согласно приметам, если утром шел снег, то зиму ждали суровую. Если были морозы и реку сковал лед, то надо было походить немного по нему, чтоб привлечь к себе материальное благополучие. Если листопад продолжался, то следовало готовиться к тяжелому году.

Именинники: Зинаида, Иосиф, Лев, Макар, Филарет, Анатолий, Филипп.

Народный календарь на 17 октября

Приметы и народные праздники на 17 октября

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Свтт. Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского. Блгв. кн. Владимира Новгородского. Собор Казанских святых. Прпп. Елладия, Онисима и Аммона Печерских. Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона. Сщмч. Петра Капетолийского. Мцц. Домнины, Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки). Прпп. Аммона, Павла Препростого. Мчч. Давикта (Алавкта) и Каллисфении. Св. Стефана Щиляновича (Серб.).

17 октября – Ерофей. Ерофеев день

Из жития священномученика Иерофея, включенного Димитрием Ростовским в Четьи-Минеи, узнаем, что тот был одним из членов или советников Ареопага. Святым апостолом Павлом он был обращен в христианство и им же поставлен епископом города Афины. Присутствуя вместе с апостолами при погребении Пресвятой Богородицы, Иерофей «воспевал божественныя песнопения, когда провожал ко гробу Пречистое тело Божией Матери», так что все слышавшие и видевшие это признали его за праведного и святого мужа. «Благочестно пожив, как подобает святому, и угодив Богу своим житием и благим управлением паствою», Иерофей скончался мученически в I веке.

Никоим образом не согласуясь с каноническим житием, народная мысль связала с Иерофеем (в народной огласовке — Ерофеем) усиление холодов и буйство лесной нежити.

Едва ли не повсеместно были распространены приговорки:

С Ерофея холода сильнее.

С Ерофея зима шубу надевает.

Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает.

Возникновение подобных выражений понятно. Оно мотивировано октябрьской датой памяти святого — наступлением холодов, близким дыханием зимы, когда дни становятся совсем короткими, земля покрывается первым снегом, лес окончательно теряет листву и «шумит» от студеных ветров.

Однако к этому дню оказались приуроченными и присловья, которые, с одной стороны, тоже затрагивают тему похолодания, с другой — выходят за пределы этой темы, отсылая к иным реалиям и представлениям:

На Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

Ерофеич часом дружок, а часом вражок.

Мне ничто нипочем, был бы ерофеич с калачом.

Под «ерофеичем» здесь подразумевается вино, настоенное на травах.

Как уже говорилось, в одних местах представление об особом поведении леших связано с Покровом, в других же — с Ерофеевым днем.

Несколько романтизированная (что характерно для бытописателей начала — первой половины XIX столетия) заметка по поводу того, что крестьяне связывают с датой 17/4 октября, принадлежит И. П. Сахарову: «Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя». Далее Сахаров пересказывает распространенное предание (по сути, быличку) об удалом мужике, желавшем посмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю. Мужику удалось не только увидеть лешего, но и поговорить с ним перед его «провалом» под землю, однако за это пришлось серьезно поплатиться: стал мужик «дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер». В заключение Сахаров приводит рассуждения крестьян по поводу рассказанного: «Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть», мужик пострадал, а леший — что ему сделается? — «небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь, их такая порода».

Читайте также:  Рябина на даче приметы суеверия

Более короткая заметка у В. И. Даля в его сборнике пословиц: «На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят. Леший бесится» [Даль. Послов., 895]. С. В.Максимов называет день Ерофея-мученика «заповедным», ибо именно 17/4 октября «указано лешим пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и, наконец, проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет или оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят» [Максимов, 65].

Представление о том, что с наступлением холодов птицы улетают в неведомые теплые страны, а гады (пресмыкающиеся) и нечисть, вроде леших, проваливаются под землю, где пребывают до весны, характерно для всех славянских народов. Но приурочивание такого ухода к определенным дням каждый раз имеет свою особую причину. Применительно к Ерофееву дню мы вновь должны обратить внимание на феномен народной этимологии, когда имя святого, покровителя дня, как правило заимствованное из чужого языка (в нашем случае — из греческого, где Перо- фей — дословно «освященный Богом»), потому непонятное русскоязычному человеку, начинает «проясняться» за счет внедрения его в круг близких, понятных слов.

Святой Иерофей, став на русской почве Ерофеем, органично вписался в ряд таких, «родственных» по звучанию, слов из лексики диалектной, разговорной, просторечной, как ёрник, ёрничать; ерепенить(ся); ерошить, ерошничать; ероха, ероховатый, ерофениться. Некоторые из них прямо соотносятся с Ерофеем, особенно близки они фамильярно-уменьшительным вариантам имени, созданным по законам русского разговорного языка,— Ероха, Eрошка.

Если выделить ключевые понятия, стоящие за этими словами, то получится, что они обозначают или связываются с представлениями о лохматости, нерасчесанности; беспорядке во внешнем виде; шуме; ярости; дурном, буйном поведении. Все эти признаки характеризуют антиповедение, бескультурье, стихийность, что присуще человеку, нарушающему правила обыденного этикета, а также демонологическим персонажам, в том числе и лешему.

По одним народным представлениям, леший пучеглаз, с длинными (зелеными) волосами, «оброс мхом», «сопит — как лес шумит», голова его напоминает верхушку сосны; по другим — он похож на куст: зеленые глаза и борода, мохнатый, весь покрыт черной (седой) кудрявой шерстью. Будучи не столько лесным, сколько стихийным духом, леший горазд являться в виде вихря, ветра, несущего по дороге пыль, мусор, листья и пр. Он чаще не видим, но слышим: ведет себя очень шумно — хохочет, «кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу. Леший идет — шум раздается по лесу, деревья гнутся, лес „аж гудит”, трещит, гремит. Он ухнет — все грохочет, заплещет в ладоши — треск по лесу» [Власова, 284].

Все эти признаки проецируются на Ерофеев день — «законный», «урочный» день активности леших, вполне согласуясь со значениями слов, включенных по звуковому притяжению в «ерофееву» орбиту.

Вернемся к названию крепкого напитка, упоминаемого обычно в связи с Ерофеевым днем: На Ерофея один ерофеич кровь греет; Ничто нипочем, был бы ерофеич с калачом (у Даля к этой поговорке есть вариант: «Мне ничто нипочем: был бы ерошка с калачом» [Даль. Послов., 817]), а также к словам ерошка, ероха, ерофейничать, ерошничать в значении «хмельной напиток», «пьянствовать». Сюда же следует поместить и поговорку: Ерофеич часом дружок, а часом вражок, привязанную тоже к Ерофееву дню. Известная во многих местах, она в одинаковой степени относится и к вину, и к осенней погоде на Ерофея. Здесь вновь возникают параллели с поведением лешего и пристрастием его к «зелену вину». Любовь к выпивке нередко соединяется у лешего с увлечением азартными играми. В книге Э. В. Померанцевой есть рассказ старухи из Рязанской губернии о том, как в кабак «ночью пришел мужчина в звериной шкуре и с толстой дубиной. Выпил водки и пошел. Кабатчик вышел и увидел зверье. На его вопрос мужчина сказал: „Это я товарищу в карты проиграл и теперь иду долг платить”.— „А кто ты такой будешь?” — „Я царь лесной”» [Померанцева, 30]. Новгородцам известна быличка о леших, которые в ночь под Воздвиженье (или под Ерофеев день) играют в карты и проигрывают зверей и домашний скот [Там же, 46].

Заговоры и приметы на 17 октября, Ерофеев день, что нельзя делать

17 октября по народному календарю: Иерофей, день Ерофея, Ерофеев день, Ерофей-лешегон.

Традиции. Считается, что в этот день лешие дурят: ломают деревья, гоняют зверей, бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются сквозь землю, чтобы появиться к весне из-под земли. Расставаясь с лесом, эти существа будто с досады ломают деревья, как тросточки, на полянах вырывают огромные ямы, загоняют всех зверей по норам. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Поэтому на Ерофея в лес не ходят и не ездят, даже в случае крайне нужды: леший бесится. Леший не свой брат, говорят в народе, — переломает все косточки не хуже медведя. По народному поверью, лес видит, а поле слышит в этот день. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.

Заговоры 17 октября

Чтобы освободиться от чужого влияния

Если вы попали под чье-то влияние и почувствовали, что ваша жизнь летит в тартарары, если вы не можете воспротивиться губительному для вас влиянию, но всей душой к этому стремитесь – вам поможет заговоренная красная нить. Возьмите шерстяную красную нить и завяжите по ее концам узлы. Завязывая, нужно прошептать:

Узел мой, завяжись.
Раб (имя), от меня откачнись.
Сатана имеет шесть букв.
Кто имя ему поменяет,
Тот тогда только мне помешает.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Завяжите заговоренную нить и носите ее на правой руке семь дней. На восьмые сутки обрежьте нить и сожгите. Когда будете обрезать нить, скажите:

Красную нить обрезаю,
Раба (имя) от себя отсекаю.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.

В зависимости от того, кто ваш враг – мужчина или женщина, – нужно менять слово «раба» на слово «раб».

Приметы 17 октября

  • С Ерофея и зима шубу надевает.
  • С Ерофея холода сильней.
  • На Ерофеев день один «ерофеич» душу греет.

17 октября Православная церковь чтит память священномученика Иерофея, епископа Афинского, который был советником или членом Ареопага. Обращен в христианство он был святым апостолом Павлом, и им же поставлен в епископы Афин.

Иерофей вместе с апостолами присутствовал при погребении Пресвятые Богородицы. Он воспевал божественные песнопения, провожая к гробу Пречистое тело Богоматери. Все верующие люди, видевшие и слышавшие это, признали его за святого и праведного мужа. Святой Иерофей вел благочестивую жизнь и мудро управлял своей паствой, мученически скончался в I веке.

17 октября: обычаи и традиции дня

Каноническое житие святого Иерофея (в народной огласке – Ерофея) никоим образом не повлияло на то, что день его памяти связали с похолоданием и буйством лесной нечисти. И действительно, с этого дня холода усиливаются, близится наступление зимы. Дни становятся короче, а ночи – длиннее, земля покрывается первым снегом, с деревьев повсеместно опадают листья, а лес «шумит» от студеных ветров. В народе по этому поводу говорили: «С Ерофея зима шубу надевает».

Ещё к этому дню приурочены поговорки, которые, с одной стороны, затрагивают тему похолодания, а с другой – отсылаются к другим реалиям и представлениям:

В Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

Ерофеич временами друг, а временами враг.

Мне всё нипочем, был бы ерофеич с калачом.

Под «ерофеичем» подразумевается настоянное на травах вино.

Также Ерофеев день наши пращуры связывали с особым поведением лешего. В одних местах считали, что лешие буйствуют в Григорьев день (13 октября), в других – на Ерофея. В народе верили, что в этот день лешие перестают бродить по лесу. Расставаясь с ним, они от досады начинают ломать деревья, вырывать с корнем кусты, выть, пытаясь перекричать ветер. Осенью лешие заговаривают по норам всех зверей, а затем сами проваливаются под землю.

В этот день в лес не ходили. Ведь леший, встретив человека, может переломать ему все кости не хуже медведя. На этот счет существовала распространенное предание об удалом мужике, желавшем увидеть, как леший будет сквозь землю проваливаться. Мужику действительно удалось встретиться с лешим и даже поговорить с ним, но за своё любопытство пришлось серьёзно поплатиться. Стал мужик дурак дураком, так дураком и помер.

Представление о том, что с приходом холодов птицы улетают в неизвестные теплые края, а разные пресмыкающиеся (змеи, ящерицы и т. п.) и нечисть, вроде леших, под землю проваливаются, где находятся до весны, присуще всем славянским народам. Но приурочивали этот уход к определенным датам по особым причинам. В народе святого Иерофея прозвали Ерофеем. Это имя имеет много фамильярно-уменьшительных вариантов, созданных по законам разговорного языка, например, Ерошка, Ероха. Эти слова связываются с лохматостью и неопрятностью, шумом, яростью и буйным поведением. Все эти признаки характеризуют лешего, который в народном представлении пучеглаз и покрыт длинной зеленой шерстью. Он хохочет, визжит, хлопает в ладоши, кричит на разные голоса, дразнится.

Крестьяне считали, что лешего увидеть сложно, а вот услышать вполне вероятно. Потому что ведет хозяин леса себя очень шумно. Леший может превратиться в дерево, птицу, зверя и даже в маленькое насекомое. Иногда он является людям в человеческом обличии. Он практически всегда путает обувь на ногах – обувает левый ботинок на правую ногу, а правый – на левую. Волосы царя лесного зачесаны налево, а кафтан запахнут на женскую сторону. Глаза у него зеленые, брови и ресницы отсутствуют.

Считается, что леший боится горящей березовой ветки и березовых головешек. Чтобы задобрить хозяина леса, нужно на пень положить кусок хлеба с солью. Человеку, которого леший обойдет, нужно снять обувь и перестелить стельки с пятки на носок.

17 октября: приметы и поверья

  1. Вечерняя заря красного цвета – к ветреной погоде.
  2. Если в этот день выпал первый снег, то через сорок дней наступит настоящая зима.
  3. Если птицы нахохлились, то грядет ненастье.
  4. Лошадь фыркает – к теплу, храпит – к непогоде.
  5. Свинья таскает солому – к буре.

Человек, родившийся 17 октября, любит пошутить и повеселиться. В качестве талисмана ему подходит берилл.

Поверья

По народному поверью, в этот день в лесах бушуют лешие. Это был последний день перед зимой, и они хотели нагуляться. Поэтому в лес старались не ходить. Лешие могли натворить большой беды: гоняли животных, чтобы прятались по норам, бродили по лесу, ломали деревья, дрались друг с другом и свистели, кричали и хохотали жутко, хлопали в ладоши, да еще так громко, что слышали их в соседних деревнях.

Но с первыми петухами лешие проваливаются под землю и тянут за собой все живое: птиц, зверей, ягоды и грибы, травы и орехи. Во всем лесу резко становится пусто. А человека, который ему попался, может и под землю утащить, чтобы не скучно зимовать было.

Читайте также:  Папоротник комнатный приметы и суеверия

Но лешие боялись горящей березы, поэтому тлеющей березовой головешкой или горящей березовой веткой можно их отпугивать. А еще лешие ужасно боятся домового.

Некоторые считали, что лесные духи так сильно бесятся, потому что их с земли гонит Ерофей, а они не могут с этим ничего поделать. Поэтому и стараются набезобразничать побольше

День считался нехорошим. В этот день и другие злобные духи гуляли по земле, поэтому старались даже из дома не высовывать нос. Но если выходили, то нужно было надевать крестик и брать образ.

17 октября 2020 года народные праздники и приметы

Ерофеев день. Ерофей

Сегодня 17 октября (4 октября по старому стилю) народные праздники и приметы:

Ерофеев день. Ерофей. С Ерофея и зима шубу надевает. На Ерофеев день лешие дурят по лесам – бродят, кричат, хлопают в ладоши, хохочут, но с пением первых петухов проваливаются сквозь землю – до будущего тепла. Суеверные люди в лес не ходят. По народному поверью: лес видит, а поле слышит – в этот день. Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.
С Еврофея холода сильней. На Ероффев день один «ерофеич» душу греет.

Приметы 17 октября

Иерофей (Ерофеев день). На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят – леший бесится.
У белки цвет шерсти изменился — к морозной зиме.
Снегирь поет у подножья изгороди — к непогоде.
Телеграфные провода гудят сильнее обычного — к ненастью.

«Ерофеич» — это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич. С ее помощью он излечил графа от болезни желудка и вернул ему аппетит. У Ерофеича было одно средство от всех болезней — настоянная на душистых травах водка.
На 10 литров водки положить 50 граммов любой мяты, по 50 граммов аниса, зверобоя, душицы, тимьяна, донника, майорана, тысячелистника, полыни, поставить все это в большой бутыли литров на 10 на 12 суток в теплое место. После этого можно употреблять, слив с гущи или не сливая, как кому угодно; на гущу можно опять налить половинную пропорцию водки и поставить на месяц в тепле.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Поверье о лешем.

Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя. Между поселянами существует предание об удалом мужике, желавшем подсмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю.

«Жил когда-то в деревне мужик, не в нашей, а там, в чужой, собой не мудрой, но зато такой проворной, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он первой впереди; хоронят ли кого, он и гроб примеряет и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы, и поет и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во дворе. Хлебал молоко от чужих коров, ел хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал. У кого нет избы, он даст денег на избу; у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней.

Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся? Старики поговаривали, что он продал свою душу нечистому за деньги, и утверждали за правду, что трудовая копейка не велика и для своей нужи. А у него отчего же завелись деньги для всех? С работы, де, не будешь богат, а только горбат. Бабы говорят свое: старики никогда правды не скажут. Ну, кто баб переспорит? Молодые судили по-своему: он, де, кладь нашел с золотом и серебром. Вот отчего и богатство. Бабы и тут стояли на своем: что молодые знают? Молодо-зелено. Поди уверь их, что молодые не дураки, так после и беги сам с бела света. Старушки уверяли своих кумушек, что удалой таскает свои деньги из вороньего гнезда. Там, де, никогда деньгам перевода нет. Вот затем-то он и в лес ходит всякий день. Бабы и тому не верили: где, де, старухам знать? Давно из ума выжили! А скажи бабам, что старухи умнее их, так и в избе места не дадут. Один только староста говаривал под хмельком, что он знает всю правду.

Старосте можно было бы поверить: мужик он богатый, поит стариков брагой, кормит ребят пирогами. Все это говорят мужики; а бабы думают другое: староста, де, все делает по женину веленью. Что скажет его баба, так тому и быть. А с бабьим умом далеко ли уйдешь? Послушайте-ка, что соседи говорят про старосту. Раз случилась на него, старосту, беда: недочет вышел в подушных. Вот он и начал спрашивать бабу издалека: «Хвалишься ты, баба, что умней тебя нет, а знаешь ли ты, баба, сколько у нас в селе дворов?» — «Знать не знаю, а сочту поумней твоего». И начла баба всех тридцать дворов. Староста сидит за столом, бороду поглаживает, на бабу поглядывает, да и молвит: «Дворов -то было тридцать еще до тебя, когда я не женился, а ты, баба, замуж ке шла. А знаешь ли ты, баба, сколько подушного с мужиков идет?» — «Вот еще чего не знать! С Петрова по рублю, с Евдокей по рублю, с Радуниц по рублю; а сколько всего, ты сам смекни, умная голова». Сидит мужик и думает: «Нет, эдак и в год не сочтешь! Есть дворы вдовьи, есть и в пусте. В приказе уряжено со вдовьего двора не брать, а с пустого нечего взять». И пошел староста к удалому мужику на совет, ума – разума набраться. А пошел было он не просто с поклонами, а с дорогими посулами: с вином и пряником. Дозналась баба, что у мужа на уме сидит, так и невесть что было: и била -то его, и бранила -то его, и на неделю в амшеник заперла. Ну, сами вы, православные, народ толковый, посудите поумней: можно ли веру дать старосте, что он говорит? Другое дело удалой мужик: ума палата. Все знает, что на свете делается: как на торгу купец торгует; как в городе воевода судит – рядит; как бояре живут в каменной Москве. Кажись, мужику чего бы больше и знать? Так нет: давай то, что не знаю, говори то, что не ведаю. Наш удалой одного только не знал: как лешие проваливаются сквозь землю. Задумал мужик сам собой посмотреть на лешего, да и был таков. Ну что бы ему попросить совета у баб? Все бы лучше присудили: как миновать беды? Старики прежде нас говаривали, что бабы на это дело умней мужиков. Вот и ходит мужик по лесу, а тут навстречу ему леший. Он и тут не сробел: шапку долой, да и ему ж челом. Известное дело, что леший не говорит, а только смеется. Удалой себе на уме молвит: «Нет, брат, меня этим не проведешь, смейся себе, сколько хочешь. Лучше попытаю: где его жилье?» И начал пытать его, вот так: «А есть ли у тебя, Иваныч, хата да жена баба?» И повел леший мужика к своей хате, по горам, по долам, по крутым берегам. Шли, шли и пришли прямо к озеру. «Не красна же твоя изба, Иваныч, — молвил удалой. — У нас, брат, изба о четырех углах, с крышкой да с полом. Есть в избе печь, где ребятам лежать, есть полати, где с женой спать, есть лавки, где гостей сажать. А у твоей хаты, прости господи, ни дна, ни покрышки». Не успел мужик домолвить слова, как бух леший о землю: земля -то расступилась, туда и леший попал.

С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер. Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть. Да и чего набраться у него, лешего? Важное дело: смотреть, как будет он сквозь землю проваливаться! Небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь их такая порода».

Народные приметы, обряды и советы на 17 октября

17 октября (4 октября) – Ерофей Лешегон

Говорят, с Ерофея — холода сильнее, зима шубу надевает, зверье по норам прячется, а Лешие сквозь землю проваливаются. Но за день они успевают так набедокурить, столько дров наломать, что потом до самой весны и носа на белый свет не высовывают.

Лешие в любом лесу есть, но с особой охотой поселяются они в лесах еловых, устраивая свое жилище под кронами вековых деревьев и предпочитая непроходимые дебри открытым полянам.

Считается, что любой Леший и волком, и птицей, и малым паучком может обернуться, а людям на глаза предпочитает в «человеческом обличии» являться. Впрочем, то ли по незнанию, то ли из-за невнимательности Леший постоянно обувь на ногах путает, надевая правый ботинок на левую ногу, а левый на правую. Кафтан его всегда на женскую сторону запахан, волосы налево зачесаны, глаза зеленые, бровей и ресниц нет, а правое ухо оторвано.

Любит Леший в лесу пошуметь, грибникам и ягодникам головы поморочить, а в поле, на лугу или сельской улице его редко встретить можно. Наверное, не с руки Лешему Домовым и Дворовым докучать, да и с Дедом Полевиком ссориться ни к чему. Поэтому в деревню он лишь по большой необходимости или из озорства заглянуть может, когда, например, на Агафона огуменника вдруг захочется ему соломой пошуршать или снопами покидаться. Но если хозяин караулит свое гумно, вывернув тулуп наизнанку и вооружась кочергой, никакой Леший к его двору и близко не подойдет. Разве что дитя новорожденное, но еще не крещенное его внимание привлечет.

Есть, конечно, у каждого «умудренного опытом» Лешего и жена, и дети, и родственники многочисленные, да только уж больно страшны все и неказисты. Вот и пытается «отец-горемыка» своего уродливого отпрыска на дитя человеческое обменять. Да только редко удается Лешему такой обмен произвести. Молодые матери пуще глаза своих ребятишек берегут, закрещивая их на ночь, обводя колыбель кругом и кладя в люльку заветный оберег. Ну а если все-таки повезет Лешему, зазе­вается молодуха и унесет корноухий вор ее ребенка в свою лесную хоромину, станет тот со временем настоящим Лешаком, но равным среди равных никогда не будет. Ведь хоть и некрещеная, но останется в его теле человеческая душа, не позволяющая ему одичать и озлобиться до той степени, какой новоиспеченные лесные родственнички от нее ожидают.

Читайте также:  Сансевиерия приметы и суеверия

Редко когда возвращались домой украденные Лешим дети, а если и удавалось набожной матери «отмолить» ребенка, вернуть его назад, радости в семью он не приносил, оставаясь холодным и безучастным ко всему, что вокруг него происходило. Да и жильцом на этом свете он недолго пребывал, угасая и тая потихоньку на глазах у без того уже настрадавшейся родни.

Хотя не одни лишь беды и неприятности приносили людям лешие. Пастухи, например, каждую весну заключали с ними обоюдные договоры, согласно которым лесные хозяева не позволяли волкам скотину задирать, не загоняли ее в болота и не выдаивали из коров молока. А если такой договор нарушался, можно было Деду Лесовику на обидчиков пожаловаться, подвесив к дуплистому дереву широкую дощечку с изложенной на ней «ябедой». Пусть, мол, разберется Лесовик и примерно накажет виновного.

Но к слову сказать, хоть и считались лешие «нечистыми», а до смерти никогда человека не до­водили, ограничиваясь лишь грубыми выходками да неуклюжими шутками. Самыми обычными из них считались «обводы». Пойдет, например, кто-нибудь по грибы – ягоды, а Леший ему в глаза такого тумана напустит, что проплутает бедолага целый день попусту, да еще и страха натерпится. Ведь на каждое его «Ау» лохматый весельчак то громовым криком, то раскатистым хохотом ответить может, да еще таких тумаков надает, что надолго отобьет охоту в лес заглядывать.

Впрочем, подобные неприятности не грозили тем, кто, начиная в за­поведных тропинках путаться, сра­зу же кафтан наизнанку выворачивал и обувь с правой ноги на левую надевал. А если плутали сразу несколько человек, им следовало немедленно пиджаками поменяться, чтобы Лешему голову заморочить и отбить желанье дальше шутковать.

Хотя за своими лешачьими делами не так уж и часто обращали лесные хозяева внимание на людей. У них и поинтереснее забавы находились. Считалось, например, что леших хлебом не корми, а дай только в картишки перекинуться. Бывало, заигравшийся «зеленоглазый господин» свое­му партнеру целые стада зайцев и белок проигрывал, перегоняя их из одного леса в другой к новому хозяину.

А на Ерофея Лешегона им и вовсе ни до кого дела не было. Ведь последний в этом году денечек гуляли лешие по земле, учиняя неистовые драки, ломая с треском вековые деревья, гоняя по ле­су зверье, свистя и шлёпая в ладоши так, что в окрестных деревнях стекла в окнах звенели. А на­бегавшись и набедокурив, проваливались лешие под землю, появляясь на ней вновь с началом весеннего тепла.

Приметы и обряды на 17 октября

❦ С Ерофея холода сильнее.

❦ С Ерофея зима шубу надевает.

❦ На Ерофеев день один ерофеич кровь греет.

❦ На Ерофея — буйствуют лешие: бродят по лесам, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в этот день в лес не ходят.

❦ Провалившись в лесу, после первых петухов, сквозь землю, лешие появляются на ней вновь, когда она оттает весной.

Именинники 17 октября:

Варсонофий, Гурий, Иерофей, Виринея (Вроника), Домнина

17 октября 2020 года народные праздники и приметы

Ерофеев день. Ерофей

Сегодня 17 октября (4 октября по старому стилю) народные праздники и приметы:

Ерофеев день. Ерофей. С Ерофея и зима шубу надевает. На Ерофеев день лешие дурят по лесам – бродят, кричат, хлопают в ладоши, хохочут, но с пением первых петухов проваливаются сквозь землю – до будущего тепла. Суеверные люди в лес не ходят. По народному поверью: лес видит, а поле слышит – в этот день. Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.
С Еврофея холода сильней. На Ероффев день один «ерофеич» душу греет.

Приметы 17 октября

Иерофей (Ерофеев день). На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят – леший бесится.
У белки цвет шерсти изменился — к морозной зиме.
Снегирь поет у подножья изгороди — к непогоде.
Телеграфные провода гудят сильнее обычного — к ненастью.

«Ерофеич» — это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич. С ее помощью он излечил графа от болезни желудка и вернул ему аппетит. У Ерофеича было одно средство от всех болезней — настоянная на душистых травах водка.
На 10 литров водки положить 50 граммов любой мяты, по 50 граммов аниса, зверобоя, душицы, тимьяна, донника, майорана, тысячелистника, полыни, поставить все это в большой бутыли литров на 10 на 12 суток в теплое место. После этого можно употреблять, слив с гущи или не сливая, как кому угодно; на гущу можно опять налить половинную пропорцию водки и поставить на месяц в тепле.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Поверье о лешем.

Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя. Между поселянами существует предание об удалом мужике, желавшем подсмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю.

«Жил когда-то в деревне мужик, не в нашей, а там, в чужой, собой не мудрой, но зато такой проворной, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он первой впереди; хоронят ли кого, он и гроб примеряет и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы, и поет и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во дворе. Хлебал молоко от чужих коров, ел хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал. У кого нет избы, он даст денег на избу; у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней.

Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся? Старики поговаривали, что он продал свою душу нечистому за деньги, и утверждали за правду, что трудовая копейка не велика и для своей нужи. А у него отчего же завелись деньги для всех? С работы, де, не будешь богат, а только горбат. Бабы говорят свое: старики никогда правды не скажут. Ну, кто баб переспорит? Молодые судили по-своему: он, де, кладь нашел с золотом и серебром. Вот отчего и богатство. Бабы и тут стояли на своем: что молодые знают? Молодо-зелено. Поди уверь их, что молодые не дураки, так после и беги сам с бела света. Старушки уверяли своих кумушек, что удалой таскает свои деньги из вороньего гнезда. Там, де, никогда деньгам перевода нет. Вот затем-то он и в лес ходит всякий день. Бабы и тому не верили: где, де, старухам знать? Давно из ума выжили! А скажи бабам, что старухи умнее их, так и в избе места не дадут. Один только староста говаривал под хмельком, что он знает всю правду.

Старосте можно было бы поверить: мужик он богатый, поит стариков брагой, кормит ребят пирогами. Все это говорят мужики; а бабы думают другое: староста, де, все делает по женину веленью. Что скажет его баба, так тому и быть. А с бабьим умом далеко ли уйдешь? Послушайте-ка, что соседи говорят про старосту. Раз случилась на него, старосту, беда: недочет вышел в подушных. Вот он и начал спрашивать бабу издалека: «Хвалишься ты, баба, что умней тебя нет, а знаешь ли ты, баба, сколько у нас в селе дворов?» — «Знать не знаю, а сочту поумней твоего». И начла баба всех тридцать дворов. Староста сидит за столом, бороду поглаживает, на бабу поглядывает, да и молвит: «Дворов -то было тридцать еще до тебя, когда я не женился, а ты, баба, замуж ке шла. А знаешь ли ты, баба, сколько подушного с мужиков идет?» — «Вот еще чего не знать! С Петрова по рублю, с Евдокей по рублю, с Радуниц по рублю; а сколько всего, ты сам смекни, умная голова». Сидит мужик и думает: «Нет, эдак и в год не сочтешь! Есть дворы вдовьи, есть и в пусте. В приказе уряжено со вдовьего двора не брать, а с пустого нечего взять». И пошел староста к удалому мужику на совет, ума – разума набраться. А пошел было он не просто с поклонами, а с дорогими посулами: с вином и пряником. Дозналась баба, что у мужа на уме сидит, так и невесть что было: и била -то его, и бранила -то его, и на неделю в амшеник заперла. Ну, сами вы, православные, народ толковый, посудите поумней: можно ли веру дать старосте, что он говорит? Другое дело удалой мужик: ума палата. Все знает, что на свете делается: как на торгу купец торгует; как в городе воевода судит – рядит; как бояре живут в каменной Москве. Кажись, мужику чего бы больше и знать? Так нет: давай то, что не знаю, говори то, что не ведаю. Наш удалой одного только не знал: как лешие проваливаются сквозь землю. Задумал мужик сам собой посмотреть на лешего, да и был таков. Ну что бы ему попросить совета у баб? Все бы лучше присудили: как миновать беды? Старики прежде нас говаривали, что бабы на это дело умней мужиков. Вот и ходит мужик по лесу, а тут навстречу ему леший. Он и тут не сробел: шапку долой, да и ему ж челом. Известное дело, что леший не говорит, а только смеется. Удалой себе на уме молвит: «Нет, брат, меня этим не проведешь, смейся себе, сколько хочешь. Лучше попытаю: где его жилье?» И начал пытать его, вот так: «А есть ли у тебя, Иваныч, хата да жена баба?» И повел леший мужика к своей хате, по горам, по долам, по крутым берегам. Шли, шли и пришли прямо к озеру. «Не красна же твоя изба, Иваныч, — молвил удалой. — У нас, брат, изба о четырех углах, с крышкой да с полом. Есть в избе печь, где ребятам лежать, есть полати, где с женой спать, есть лавки, где гостей сажать. А у твоей хаты, прости господи, ни дна, ни покрышки». Не успел мужик домолвить слова, как бух леший о землю: земля -то расступилась, туда и леший попал.

С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер. Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть. Да и чего набраться у него, лешего? Важное дело: смотреть, как будет он сквозь землю проваливаться! Небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь их такая порода».

Добавить комментарий